Некоторые региональные чиновники продолжают пользоваться услугами компаний, доверенные лица которых зарегистрированы в офшорной и иностранной юрисдикциях. В частности, эксперты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) "За честные закупки" обеспокоены некоторыми действиями властей Ханты-Мансийского автономного округа(ХМАО).
У членов общественной организации возник ряд вопросов к региональным чиновникам относительно возведение перинатального центра, который планируется строить на условиях государственно-частного партнерства. Согласно условиям тендера, строительство центра обойдется государственной казне в 18,4 миллиарда рублей, что оказалось вдвое дороже, чем предполагалось государственной экспертизой, сообщают "Известия". Больше всего общественников беспокоит тот факт, что возводить центр будет победившее в тендере ООО "ВИС Инфраструктура", представители которого зарегистрированы в офшорной юрисдикции.
Конкурс, в котором выиграла вышеназванная компания, проводился Департаментом здравоохранения ХМАО – Югры. 18 ноября 2014 года на его сайте было размещено объявление о тендере на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, строительству и оснащению перинатального центра в Сургуте. Однако эксперты ОНФ отмечают, что на официальном сайте государственных закупок никакой информации о подобном конкурсе обнаружено не было.
Под строительство перинатального центра предназначен земельный участок площадью более 60 тысяч квадратных метров. Этот центр должен стать самым большим в России: согласно проекту, он рассчитан на десять тысяч пациентов в год и одновременно сможет принимать больше 300 рожениц. Все эти данные были утверждены распоряжением правительства ХМАО от 7 ноября 2014 года и подписаны губернатором. Однако в документах есть несоответствия, так как из конкурсной документации следует, что общий объем расходных обязательств ХМАО – Югры в лице Департамента здравоохранения округа составит18,389 миллиарда рублей при утвержденной госэкспертизой сметной стоимости 9,784 миллиарда рублей.
По данным общественников, из регионального бюджета предполагается выделить дополнительно свыше шести миллиардов рублей на финансовое возмещение части затрат по уплате процентов по договорам займа, который заключит частный партнер для исполнения соглашения по строительству. Также пунктом 2.8.5 конкурсной документации предусмотрено, что предельные размеры обязательств ХМАО могут меняться. ОНФ обратил внимание и на то, что стоимость центра в Сургуте в несколько раз превышает затраты на аналогичные объекты в других регионах страны. Так, одно койко-место в Сургуте обойдется в 58 миллионов рублей – почти в три раза дороже, чем в Красноярске (21 миллион рублей) или Нальчике (18 миллионов рублей), и в четыре раза дороже, чем в Москве (14 миллионов рублей).
Кроме того, "фронтовиков" настораживает, что часть работ уже была выполнена в рамках программы "Сотрудничество", когда в 2013–2014 годах проект стоимостью 40 миллионов рублей получил положительное заключение государственной экспертизы от 3 июня 2014 года. Но в конкурсной документации, размещенной 18 ноября, четко указано, что предметом конкурса является право на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве "на проектирование, строительство, оснащение перинатального центра". А из этого следует, что за проектные работы будут платить еще раз.
Подозрение у ОНФ вызывают и слишком жесткие условия проведения тендера, которые фактически исключают возможность конкуренции. По мнению экспертов, это может указывать на то, что условия конкурса формировались под "своего" исполнителя. В свою очередь, руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта напомнил, что в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин потребовал "окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны", а также обеспечить ежегодную пятипроцентную экономию бюджетных средств.
"Правительство ХМАО – Югры уже выделило на реализацию проекта в 2015 году два миллиарда рублей. Наши эксперты подсчитали, что, если строить перинатальный центр, реализовывая тендер по закону, затраты составят десять миллиардов рублей. При строительстве же по нынешней схеме с привлечением частного партнера возведение медицинского центра обойдется в два раза дороже, расплачиваться за заем по проекту регион будет десять лет. Налицо неэффективное расходование бюджетных средств. А учитывая очень жесткие требования, предъявленные к участникам конкурса, и то, что победитель оказался офшорной компанией, мы не исключаем в проведении тендера не только несоблюдение ключевых положений послания президента, но и российского законодательства", – отметил специалист.
С мнением общественников согласны и парламентарии. Так, например, региональный депутат Михаил Селюков заявил, что, по его мнению, целесообразнее использовать лишние денежные средства, которые правительство ХМАО – Югры хочет потратить на возведение перинатального центра по непрозрачной схеме, на строительство и выкуп детских садов и школ. Также о необходимости отложить проведение конкурса заявляли депутаты Тюменской областной думы, которые обращались с жалобами к прокурору ХМАО, губернатору региона Наталье Комаровой и премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Они убеждены, что при принятии решения о строительстве такого важного объекта необходимо вдумчиво просчитывать все варианты, чтобы снять все возможные вопросы.