Совсем иное дело – нефтяной сектор экономики. Нефтяная промышленность, в отличие от газовой, с первых шагов российской приватизации оказалась в рыночной ситуации, с жесткой (иногда нечестной) конкуренцией, быстро меняющейся ценовой конъюнктурой и соотношением спроса и предложения. В управленческой политике необходимо учитывать, что нефтяной бизнес в России имеет ряд принципиальных отличий от газового. Это прежде всего наличие конкурентной среды и вызванный этим высокий динамизм. Конкуренция распространяется на все сферы бизнеса – внутренний и внешний рынки, доступ к ресурсам, к перерабатывающим мощностям и к системе магистральных нефтепроводов. Это мощные и быстрые изменения конъюнктуры. Внутри страны цены на нефтепродукты устанавливаются свободно (хотя и при наличии ряда картельных соглашений и государственных ограничений). Цены на экспортную нефть определяются мировым рынком и подвержены сильным колебаниям из-за развитой системы краткосрочных контрактов и биржевой торговли. Это, наконец, отсутствие прочной привязки товарных потоков к системе трубопроводов из-за наличия альтернативных способов транспортировки и возможностей длительного хранения больших объемов нефти. - Иными словами, не ставя под сомнение эффективность управления газовой монополией, вы настаиваете на экономической нецелесообразности дублирования газовой схемы принятия решений в нефтянке? - Конечно, это же разные вещи! Перечисленные обстоятельства требуют от нефтяных компаний высокой динамичности, оперативного реагирования на обстановку. Поэтому управление "Сибнефтью" ("Газпромнефтью") на принципах, действующих в отношении дочерних газодобывающих предприятий "Газпрома", приведет к крупным финансовым и репутационным потерям. Представляется, что взаимоотношения "Сибнефти" ("Газпромнефти") и "Газпрома" должны исходить из сохранения хозяйственной самостоятельности нефтяной компании, при которой она обладала бы собственным балансовым имуществом и выступала бы в качестве собственного "центра прибыли". При этом она должна быть наделена широкими оперативными правами в сфере ценообразования, сбыта готовой продукции, лицензионной политики, инвестирования в техническое перевооружение и расширение производства. - Какие управленческие функции, по-вашему, все- таки должны остаться у "Газпрома"? - Согласованию с Советом директоров "Газпрома" должны подлежать лишь принципиальные решения: приобретение и продажа активов, серьезная реорганизация внутренней структуры "Сибнефти" ("Газпромнефти"), долгосрочные стратегии развития бизнеса. Кроме того, решениями "Газпрома" должны устанавливаться основные параметры деятельности "Сибнефти" ("Газпромнефти"): уровни добычи и переработки продукции. Для оперативного контроля за эффективностью работы "Сибнефти" ("Газпромнефти") желательно сохранение у компании миноритарных акционеров, с котировкой акций компании на фондовых биржах. Большое значение имеет и рыночная капитализация этой нефтедобывающей компании. #{more}Нефтяная компания, действующая "как газовая", без изменений рыночной конъюнктуры, оказалась бы немобильной, неэффективной и, в конечном счете, неконкурентоспособной, особенно в случае падения мировых цен на нефть. В итоге был бы нанесен ущерб финансовому положению и рыночной капитализации как самой "Сибнефти" ("Газпромнефти"), так и "Газпрома" в целом. - Вы рассуждаете как экономист – рыночник. Но ведь в нефтяном проекте "Газпрома" необходимо учитывать еще и такую составляющую, как государственный интерес. - "Денежные" соображения здесь не самые важные. Ведь, помимо прочего, речь идет и о государственном престиже. Не секрет, что многие скептически относятся к усилению роли государства в российском ТЭКе, заведомо считая госпредприятия менее эффективными, чем частные. Поэтому "Газпром", приобретя нефтяной бизнес, должен на деле доказать неправоту своих оппонентов: создать компанию, способную эффективно работать на рыночных принципах. И провал такой политической задачи был бы гораздо болезненнее, чем просто снижение прибыльности или убыточность одной отдельно взятой нефтяной компании. Беседовал Сергей Тарасов