Первыми на этот вопрос ответили журналисты, обратившие внимание на многозначительный факт – демарш гендиректора и развязная кампания в СМИ произошли в канун продажи государственного 20-процентного пакета акций порта. Контрольный пакет акций НМТП, как известно, контролируют два крупнейших акционера порта – "Инвестсбербанк" и Финансовая корпорация "Уралсиб". Их представители, наряду с представителями государства, и составляют большинство в Совете директоров. Как справедливо пишут "Известия", "на протяжении последних лет отношения между государственными и крупнейшими частными держателями акций строились на принципах социального партнерства и безусловного приоритета интересов государства во всех вопросах, касающихся развития и функционирования порта, его социальной политики". Однако есть у НМТП и другие акционеры. Вообще понять, где именно сосредоточены остальные акции порта, довольно сложно. В прессе обычно уклончиво пишут, "остальные акции распределены между менеджментом НМТП и группой компаний "Дело". Фирма эта в Новороссийске весьма известна, однако мало кто помнит, что первоначально называлась она несколько иначе – "Наше дело". Для тех, кто не учил итальянского, сообщим – "наше дело" по–итальянски звучит как "коза ностра". Типичный братковый юмор начала 90-х. Но это так, лирическое отступление. В свою очередь, группа компаний "Дело" держит акции подальше от Родины - в кипрском оффшоре Transwell Properties LTD., в качестве фактического владельца которой "Ведомости" на прошлой неделе упомянули некоего депутата Госдумы. В прессе мелькала и некая экспедиторская компания "BridgeGate", владелец которой М. Башнин входит в состав Совета директоров НМТП, но почему-то как представитель "деловых". Если же учесть, что, как писала кубанская пресса, незадолго до своего отстранения от должности гендиректор Ковбасюк занимался скупкой акций у сотрудников порта, понять что-либо и вовсе сложно. Непрозрачность бизнеса и сомнительное происхождение акций порта у всевозможных фирм-однодневок и не раз становилось темой обсуждения в СМИ, однако за последние годы ясности в этом вопросе не прибавилось. Зато понятно одно: сегодня, в преддверии продажи госпакета акций кто-то из "мелких" акционеров решил увеличить свой капитал. Недаром за 5 дней до своего отстранения господин Ковбасюк издал указы о назначении на пост финансового директора НМТП в должности первого заместителя гендиректора некоего Виктора Задемитченко (по специальности – подрывник, в свое время уволенный из рядов КГБ за "аморалку"), который, по сообщению Seanews, ранее возглавлял компанию "Дело-Центр", а в настоящее время курирует в холдинге "Дело" общую и экономическую безопасность. Обратили внимание журналисты и на тот факт, что предоставленные неведомыми "спонсорами" г-ну Ковбасюку адвокаты представляют в Новороссийске интересы той самой кипрской Transwell, а сам предполагаемый владелец оффшора (тот самый депутат Госдумы) принимал самое непосредственное участие в событиях 20 мая, когда Ковбасюк со товарищи предприняли "поход на порт". Любопытно, что еще недавно господин Ковбасюк был явным противником дальнейшего дробления акций НМТП. Вот выдержка из интервью Ковбасюка газете Новороссийский рабочий от 24 июля прошлого года: "неприватизированные акции ОАО "НМТП" - это весьма лакомый кусок госсобственности, особенно если учесть, что нынешними акционерами в порт уже инвестированы немалые деньги, а значит, у кого-то могут появиться надежды прийти на все готовое (…), желание раздробить единый производственный комплекс на мелкие части и "реприватизировать" какие-то из них. Но в Новороссийском порту такой сценарий уже проходили. И, слава Богу, и краевые, и федеральные власти понимают, чем мог бы быть губителен для экономики страны развал НМТП на несколько "суверенных" хозяйствующих субъектов". #{more} Очень, заметим, правильная цитата. К счастью, и краевые, и федеральные власти и по сей день придерживаются той же позиции и поддержали решение Совета директоров об отстранении гендиректора, против которого, к слову, еще 3 мая было возбуждено уголовное дело по подозрению в неуплате портом налогов. А вот сам гендиректор порта, похоже, сегодня уже не прочь видеть порт раздробленным на те самые мелкие "суверенные хозяйствующие субъекты". Агентство SeaNews сообщает, что В. Ковбасюк вместе с М. Башниным и группой компаний "Дело" объединили свои пакеты акций против ключевых акционеров. Объединили, надо понимать, на солнечном Кипре, где и обитает загадочная Transwell Ltd. От лица которой и ведут сегодня "информационную войну" против НМТП и его ключевых акционеров. И хотя порт по-прежнему работает как часы, информационным "уткам" и громогласным заявлениям несть числа. Истинные цели этого не вполне профессионального "пиара" очевидны: путем раскручивания "скандала" добиться снижения стоимости госпакета акций НМТП и стать обладателями блокирующего пакета акций. Что позволит "деловым", не утруждая себя инвестициями в производственную и социальную сферу, блокировать любые решения ключевых акционеров порта. До тех пор, покуда те не выкупят у Transwell блокирующий пакет акций по бешеным ценам. Просто чтобы иметь возможность спокойно работать и развивать порт. Материал подготовил Сергей Маркелов