Причиной челобитной Калягину – реформа этого года, увеличившая квотные места Министерства культуры в совете премии с одного до трех. Кандидатов на них назначили без какого-либо обсуждения со стороны театрального сообщества, уверяют возмутившиеся. Масла в огонь подлили отечественные режиссеры Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, отказавшиеся участвовать в конкурсе. Впрочем, поддержку коллег они не получили: Калягин посоветовал им "смирить гордыню", а замминистра культуры Александр Журавский заявил, что нежелание выставлять свои спектакли на премию приравнивается к "попытке запрета профессии критика". Да и если проанализировать эту историю в комплексе, а не смотреть на нее только с точки зрения возмутившихся театралов, получается вполне себе рядовая ситуация.
По словам народного артиста России Евгения Стеблова, формирование нового экспертного совета – "нормальная ситуация", все кандидатуры от Минкультуры были согласованы с председателем Союза театральных деятелей Калягиным. "Театральная жизнь не может быть сплошным штилем, и время от времени какие-то бурления происходят. Но в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Странно, что, когда много лет ничего не менялось и в экспертный совет входили одни и те же люди, никаких волнений не было. Почему-то людей такого направления как Серебренников и Богомолов, это устраивало. Но как только появилось какое-то возмущение, начали кричать: "Пожар, пожар". Мне это непонятно. Тем более что важность экспертного совета не так велика – все решает жюри. По-моему, просто надо сотрудничать нормально, находить развязки узлов, если эти узлы образуются", – цитирует Стеблова Speakercom.ru.
"Давайте посмотрим, кто подал первые тревожные голоса – главные растлители Русского Театра – Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и те критики, которые на деньги Министерства культуры Российской Федерации и СТД России, позволяли себе издавать русофобские журналы. Бывший эксперт "Золотой маски" госпожа Давыдова, главный редактор журнала "Театр", на деньги государства посмела бросить камень в государство, издав промайданный, антироссийский номер "своего" журнала, в 2014 году", – объяснил актер и режиссер Николай Бурляев. По его мнению, нынешняя ситуация вокруг "Золотой маски" – "абсолютно закономерный и естественный процесс реакции лукавого на то, что ему прищемили хвост".
"Пришел конец временам растления национальной культуры. Это им придется понять. Подписавшиеся говорят о некой цензуре? Возврата к цензуре не будет. Но этим людям уже не станет помогать государство. Не удастся им, как прежде, творить по принципу "что хочу, то и ворочу", – подчеркнул Бурляев, посоветовав и Калягину, и руководителям Минкультуры "быть спокойнее". "Собаки лают, караван идет", – философски заключил он.
Поддерживает его и певица Ирина Климова, призывающая не обращать внимания на "личные дрязги" и предлагающая менять не экспертный совет премии, а ее принципы. "Может, действительно нужно как-то обновить, пересмотреть принципы, по которым работает данная премия, как отбирается спектакль, по каким критериям, в каком объеме и на какой территории. Много было претензий к тому, что премия национальная, а в основном призы получают спектакли театра Москвы и Санкт-Петербурга, что, наверное, неправильно, потому что страна очень большая и много хорошего материала выходит в других городах и регионах. Это стоит как-то пересмотреть и обновить", – заявила артистка.