В России сложилась собственная independent-сцена, которая богата на таланты. Дни.Ру продолжают рассказывать о молодых исполнителях, способных перевернуть музыкальную индустрию. Во второй части интервью волгоградский бард Бранимир поделился своим мнением о шоу-бизнесе, влиянии Интернета на музыку, загадке русского хип-хопа и хипстерской волне. Музыкальная индустрия стремительно меняется под воздействием Интернета. Молодым исполнителям стало проще "раскрутиться", добиться известности? Я не являюсь специалистом в области музыкального маркетинга и продвижения, поэтому мое мнение по поводу методов "раскрутки" не будет компетентно. С одной стороны, "раскрутиться" стало проще: есть Интернет, выложил песню – тысяча лайков наутро (если она хорошая, конечно). Раньше нужны были деньги на то, чтобы попасть в телевизор или на радио, сейчас это необязательно. Когда я был на "Нашем Радио" и "Рок ФМ" в эфирах, я не платил за это никому. Туры по стране я себе строил и строю сам. У меня нет родственников в шоу-бизнесе и знакомых олигархов, я простой поселковый пацан. Если у тебя есть цель, если у тебя есть талант какой-то, если ты будешь себя правильно, по-людски ставить, ты добьешься, во всех сферах так. А по поводу "добиться популярности" скажу так: меня волнует не столько вопрос "как?", а вопрос "зачем?". Он важнее гораздо. Зачем тебе вообще это надо? Куда ты собрался вести народ? Кем ты хочешь быть любимым? Готов ли ты к бешеной амплитуде любви и ненависти? Что ты вообще важного можешь людям сказать? Вот от чего отталкиваться надо. Уместно ли говорить, что в России сложилась своя independent-сцена, как это было в Великобритании в 1970-1980-е? Да, конечно. Много команд таких сейчас: пост-рок, пост-панк, панк-диско, электроклэш, шугейз, лоу-фай – и некоторые вполне симпатичны. Хипстерская волна, стремление быть оригинальными, погоня за необычной формой, хотя за основу взяты какие-то старые культурные коды - это все уже было изобретено когда-то. Поэтому я лучше послушаю Happy Mondays, Joy Division, Sonic Youth, Blondie в оригинале, чем наших подражателей отечественных... Возвращаясь к вашему вопросу, я хотел сказать еще вот что. В нашей стране всегда был интерес к "новой волне", не сейчас он появился. Теперь просто больше интереса к инди-культуре. Так хочет время, видимо. А точнее, zeitgeist ("дух времени" – прим. Дней.Ру)... Прогнозирую, что скоро эта мода пройдет, потому что кругом руины, и плясать уже негде... Кого бы ты выделил из современных молодых исполнителей? Из современных инди-исполнителей мне понравился "СРУБ" – мрачноватый сибирский пост-панк такой. Чем привлекли? Тем, что есть своя фишка: помимо знания стандартных пост-панковых ходов, я вижу в их песнях колорит местности, привязку к необъятному простору мифологического пространства сибирских лесов. У группы есть свое лицо – таежное, неповторимое. Еще мне нравится девушка по имени Кира Лао. Она поет изумительный трип-хоп, с креном в психоделику. В Нижнем Новгороде живет группа "Иллинойз": у них очень вкусный коктейль из стилей – изысканный, гурманский. Сегодня самым популярным музыкальным направлением в России стал хип-хоп. Неужели исполнители забыли и отвернулись от наследия Высоцкого и Окуджавы? Как ты относишься к отечественному хип-хопу? А зачем молодому поколению равняться на Высоцкого и Окуджаву? Давайте бросим сэмплеры, и начнем все петь под гитару? Для общего развития послушать можно, спорить не стану: что-то почерпнуть – да. Но сейчас другое время, другой исторический отрезок, и у него другие задачи. Водочное диссидентство, шепот на кухнях и турпоходы – удел прошлого. Сегодня мир надо менять по-другому, начиная с себя. В хип-хопе сейчас есть очень здравая волна, и ее пускают такие люди, как "25/17" во главе с Андреем Бледным. Мне очень импонирует то, что они делают. Хорошие правильные тексты, мощная подача, здоровый патриотизм, пропаганда правильных ценностей. И сами по себе они люди хорошие, приятные и интересные в общении. Еще есть "ГРОТ" из Омска, отличный коллектив, с него и началось мое открытие хип-хопа, а точнее, разрыв шаблонов и изумление. До того момента мне казалось, что рэп – это негры в шубах, наркотики, понты и альфачество. И только открыв для себя песни "25/17" и "ГРОТ", я понял, что хип-хоп – очень разнообразная тусовка. Еще могу выделить "Проект Увечье" – отличный постмодернистский хип-хоп коллектив из города Чебоксары. Особенно альбом этого года – "Роспечаль". Поэзия на очень высоком уровне, декламация убедительная. Их лидер Луперкаль прекрасно владеет словом. На днях прослушал дебютную пластинку проекта "ЦельРазгром" – это новая ипостась Миши Маваши. Мне нравится его стремление донести до слушателей правильную информацию: занимайся спортом, читай умные книги, люби родителей и Отечество, брось вредные привычки, умей за себя постоять, будь требователен к себе, создай крепкую семью, перестань обвинять в своих бедах кого-то. Ты можешь назвать 5 самых важных альбомов для российской музыки за последние 10 лет? "25/17" – "Русский Подорожник" (2014). В нем важное послание нашему поколению да и всему коренному населению в целом. Больше ничего по-настоящему важного назвать не могу. Мои личные ежегодные топы-10 редко резонируют с настроениями времени, в них более андеграундные артисты живут.