Узнать Bon после того, как ресторан стал частью империи Аркадия Новикова, совсем несложно. Здесь по-прежнему царство постмодернизма во всей его красоте и ужасе: игра в разные эпохи и стили в исполнении Филиппа Старка. Свет в помещение просачивается через готические витражи, исходит от ламп с золочеными ножками в виде автоматов Калашникова, винтовок М-16 и пистолетов "Беретта" и отражается в огромных зеркалах в массивных витых рамах. Вокруг — табуреты-головы, ампирные кресла, канделябры в человеческий рост с восковыми сталактитами. Ковры-негативы и люстры из черного хрусталя. Лиможский фарфор и столовое серебро. Пластиковая голова носорога на стене и шкаф с черепами и раковинами на входе. Орел на спинке имперского трона и лебяжьи головы на раковинах в туалете. Декорации Старка остались в неприкосновенности. Интерьеры настолько сюрреалистичны, что порой ощущаешь себя героем "Скромного обаяния буржуазии" Бунюэля. Кажется, что все это сон, в котором в один прекрасный момент, обернувшись назад, ты видишь зрительный зал и обнаруживаешь себя на сцене. Понимаешь, что ты и не обедаешь здесь вовсе, а играешь спектакль, о сюжете которого даже не догадываешься. Однако в чем смысл пьесы, которую поставил в Москве Старк, думать долго не надо. Месседж у данного творения мастера прямой, как рельса. На случай если все-таки остались неясности, Старк красноречиво комментирует свою работу здесь же — прямо на стенах в формате граффити. Причем в интервью нередко противоречит сам себе, создавая о своей персоне мифы. Остается только заворожено наблюдать, как он жонглирует разными образами и примеряет маски. Так, он может говорить о вторичности мира вещей, и в его речи слышишь чуть ли не отзвуки идеализма Платона, а через несколько секунд — перед нами истый дарвинист. Рассуждает о том, как четыре миллиарда лет назад все были бактериями, и жизнь была проста и удивительна. Но потом одноклеточные стали рыбами. Чтобы защитить будущее потомство, "миссис рыба" изобрела концепцию любви, а "мистер рыба", который ужасно всего на свете боялся, выдумал ящик в небе, сложил туда все, что было сильнее и могущественнее его, и назвал это богом. Концепция любви и концепция бога— так, собственно, и родилась наша цивилизация, по мнению Старка. В потоке сознания, который обрушивается на головы журналистов, можно обнаружить и не такие "брильянты".
О себе
"Я не дизайнер. Для начала: я очень стар. Я абсолютно не заинтересован в моей работе. Меня интересует только моя сентиментальная, чувственная жизнь, которая занимает больше 100 процентов моего времени. И когда у меня выдается свободная секунда — свободная от моей личной жизни — у меня бывают идеи".О коллегах
"Культурный дизайнер, который сделает все таким красивым... Мне наплевать на красоту, потому что это что-то субъективное: нравится — не нравится, бренды, мода, потребление — все это полная глупость, направленная на еще большее потребление… Нарциссические дизайнеры, которые работают для самих себя, чтобы показать, как они хороши, и вызвать зависть других дизайнеров. Это гонка между пятью людьми в мире, это абсолютно неинтересно. Ну, и есть люди, как я, которым стыдно заниматься дизайном. Мы говорим: хорошо, мы занимаемся этим делом, но можем мы хотя бы заложить в него какой-нибудь подтекст?"О Bon
"Здесь вы всегда сможете вспомнить о том, что есть наше общество. Я создал в Москве место, которое является его синтезом. Здесь вы увидите вещи, связанные с садомазохизмом, лампы в виде оружия… За то время, пока мы говорим с вами, десятки тысяч погибнут от оружия… Когда мы видим на экранах телевизоров, как умирают люди, мы говорим: почему бы и нет? Это дает деньги моей стране, я счастлив, мои дети здоровы. Мне захотелось просто напомнить об этом. Покупая такую лампу и ставя ее у себя в комнате, вы будете думать: оружие убивает одних, но обогащает других. Спасибо вам, люди, которые умирают. Я использовал европейскую "Беретту", русский автомат Калашникова и американскую винтовку М-16. Оружие покрыто золотом, потому что есть непрерывная связь между войной и деньгами. Черный абажур символизирует смерть, а маленькие кресты внутри него напоминают, что она не абстракция и может коснуться вас, ваших детей. Я согласен, это очень странно. Захочу ли я поужинать в таком месте? Да. Потому что это интересно. Потому что это открывает сознание. Здесь приятно находиться, все симпатично, все хорошо сделано, каждая вещь имеет свою историю. Смысл моей работы состоит в том, чтобы донести до людей мысли, идеи через дизайн… Это больше, чем просто ресторан. Это предложение задуматься, помечтать, заговорить и проснуться. И, почему бы и нет, посидеть вечерком с друзьями или любимыми, попробовать прекрасные блюда".
Кстати, о еде... Факт перехода ресторана в ведомство Аркадия Новикова на меню отразился коренным образом — закончились эксперименты с итальянской кухней. Из ранее фигурировавших блюд пощадили только теплый морской салат по-каталански, оссобуко по-милански и канноли с кремом из рикотты. В гастрономическим плане ресторан стал понятнее и роднее российскому вкусу. Итальянскую тему сделали более привычной: карпаччо и тартары, минестроне и крем-супы, чилийский сибас с белыми грибами и картофелем и говядина ангус с трюфелем, спаржей и яйцом пашот. Добавили "русских хитов": оливье с камчатским крабом, винегрет с солеными груздями, куриная лапша и борщ, котлеты из лосося и филе оленины с брусничным соусом; и японской классики: суси, роллы, Чука-салат, салат с морским гребешком и соусом "Мацухиса", черная треска под мисо-соусом. Дегустировать новое меню заведения и размышлять о парадоксах цивилизации в роскошных интерьерах Старка теперь можно в любое время дня и ночи. Bon заявлен как ресторан-клуб и функционирует круглосуточно.