Итак, в Швейцарии прошел референдум о светлом будущем. То есть светлое будущее для всего человечества, великий эксперимент, на этот раз попытались устроить в одной отдельно взятой Швейцарии. Решили платить решительно всем взрослым постоянно живущим в стране гражданам, независимо от пола и возраста, ежемесячное гарантированное пособие, но не по безработице, а так, вообще, по жизни. Вот уж как говорится пришла беда откуда не ждали. Так хотели избежать построения коммунизма в Европе, все время заливавшей мир идеями Маркса и Энгельса, что чуть-чуть не построили.
Правда референдум провалился. Выплачивать всем гражданам кругленькую ежемесячную сумму на удовлетворение их минимальных потребностей все-таки не будут. Восемьдесят процентов голосующих решили что нельзя плодить тунеядство и давать каждому по потребностям, хотя бы и в минимальном количестве двух с половиной тысяч франков в месяц. Побоялись что молодежь недостаточно еще ответственная а границы с Евросоюзом слишком уж открыты. Так что населению альпийской республики придется вкалывать как прежде.
Но все-таки раньше и представить себе такое было нелегко. Писали об этом многочисленные утопии, о светлых людях, живущих в полдне и XXI веке. Трудно тогда было себе вообразить что чудо информационной мысли, всемирную паутину, будут постоянно использовать для того чтобы материться на всю планету. То есть технологии как обычно обогнали уровень развития сознательности. Однако в Европе, как говорят, воспитывают-таки трудолюбие и вежливость, учат здороваться, улыбаться и так далее, даже мусор сортируют по разным урнам. И до того человека выдрессировали, что он возможно стал бы работать даже и при гарантированной зарплате. Прямо чудеса.
Впрочем и об этом писали классики отечественной фантастики. Правда не дожили. И противоречие между коммунистическим принципом распределения и чисто рыночной экономикой описывалось в "Хищных вещах века", где этот самый принцип давать каждому на халяву хоть минимум потребностей никак не менял психологию обывателя и потребителя. Ну конечно народ все равно работал, хоть и по четыре часа в день, и даже боялся на эту работу опоздать – вокруг было слишком много соблазнов чтобы удовлетворяться минимумом. Всякие парикмахерские и салоны, рестораны и бутики, словом представления о роскоши были одинаковы что в прошлом, что в этом веке. Действие происходило в маленькой европейской стране. Про швейцарский сыр правда не упоминалось, но почему бы и нет?
Но конечно, если имплантировать элементы коммунизма в умирающий и загнивающий вот уже который век рынок, то что же получится? Интересно пофантазировать. Ну работать разумеется будут, пока пособие на жизнь маленькое. А если сделать побольше? Тогда возможно природная лень победит сребролюбие. Разве что какие-нибудь законченные карьеристы станут вкалывать. Трудиться при рынке вообще нелегко – потогонная система. Лучше уж на вэлфере посидеть, то есть на госпрограмме поддержки бездоходных, как царь на именинах, в стиле песни Вилли Токарева.
Но с другой стороны есть ведь и плюсы, не одно же тунеядство. Деньгам посвящались многие главы у знаменитых писателей, у того же Зощенко, всегда их не хватало, и вдруг этих денег – как грязи. На преступление ради них идти не надо. Нищету отменили. С голоду или без лекарства от болезни не помрешь. Правда от истощения в современном западном обществе подохнуть не так уж и легко – до отвращения много всяких благотворительных столовых, церквей и так далее. Недаром мигранты из Африки через океан плывут на утлых суденышках. Но конечно страдает самолюбие – а тут и оно как будто бы в порядке. Хоть и не работаешь, а все-таки член общества.
И опять же, если уж вкалываешь – то смело можешь сказать что не за деньги а из принципа. Дескать, хочу принести пользу социуму а не только калымить для себя лично. То есть у меня высокая сознательность. Но все-таки конечно рыночный элемент был бы силен и никуда б не делся. Нет, мы не будем перехваливать социализм, именуемый в либеральном просторечии "совком" – и при нем никак нельзя было бы ввести безусловные пособия, работать бы никто не стал. Это собственно и признавалось Политбюро – указывалось что время коммунистического общества с его принципом "от каждого по способностям – каждому по потребностям" еще не наступило, и нынешнее поколение так и не стало при нем жить, несмотря на торжественные партобещания. Тогда вместо коммунизма устроили в восьмидесятые олимпиаду. Но имея гарантированное рабочее госместо можно было хотя бы помечтать о идеальном обществе. Многие сделали на этом популярность и карьеру.
Однако Швейцарии с ее пейзажами, шоколадными коровами, сыром в крупную дырочку и со слезой, все как на рекламных проспектах, мы все равно позавидуем. Мы-то попали и вовсе в XIX век, а не в XXI. Машина времени существует, Иван Васильевич не зря менял профессию и пошел в цари. Из нашего девятнадцатого века с его Чеховым и Достоевским, то есть Акуниным с Пелевиным (ну нет других) фантазии про утопический социализм кажутся особенно далекими и завидными. "Ау, ау – днем и ночью счастье зову".
Вон где-то деньги дают, швейцарские франки, их там полно, хоть ешь чем хошь, вот и раздают кому попало. У нас пока боятся бесплатно раздавать даже еду при церквях. Не Европа же. Вдруг все сожрут и сами раздающие похудеют? На чем тогда крест держаться будет? Но в общем надо конечно пробовать, как-то внедрять милосердие и социальную справедливость и в наше общество. Христос, вспоминают, был первым коммунистом – бесплатно хлеба с рыбинами раздавал нуждающимся. В общем гражданам и у нас надо что-то дать, тут, в родных осинах, и желательно при жизни а не после порога пенсионного возраста. А уж что дать – удочку или рыбу, деньги для старт-апа или уверенность в завтрашнем дне – решайте сами. Не доверяйте политикам, будьте бдительны.