Операторы, занимающиеся управлением американскими беспилотниками в боевых операциях на Ближнем Востоке, массово покидают ряды Военно-воздушных сил США. Несмотря на то, что такой пилот не подвергает риску собственную жизнь, а вечером вместо казармы может возвращаться в свой собственный дом, военное ремесло популярностью не пользуется.
Американская армия сделала ставку на высокотехнологичное вооружение, которое зачастую позволяет бойцам даже не присутствовать на поле боя, но все равно выполнять поставленные боевые задачи. Самым ярким примером подобного подхода служит использование беспилотников как для сбора разведывательных данных, так и для огневой поддержки пехоты с воздуха и уничтожения важных целей в ходе специальных операций.
Тем не менее, назвать использование дронов полностью успешной практикой нельзя. И дело тут вовсе не в необходимости проведения дорогостоящего обучения каждого оператора – для Пентагона с его непомерно раздутыми бюджетами это проблемой точно не является. Дело в том, что операторы беспилотной военной авиации массово покидают ряды армии США, и военные специалисты вместе с высшим армейским командованием не могут понять, в чем же тут дело.
Ежегодно 180 пилотов завершают свое обучение для того, чтобы стать операторами беспилотника. За это же время ряды ВВС покидают 240 обученных специалистов, приводит данные портал Tom Dispatch. Массовый отток пилотов, по мнению специалистов, может серьезно ударить по боеспособности беспилотной военной авиации.
В теории операторы дронов имеют лучшие, чем у их коллег, условия для службы. Они могут продолжать жить со своими семьями, спать на мягких кроватях, а не в окопах или казармах, стоящих посреди пустыни, ежедневно готовясь к возможному нападению противника. Вместо этого они ездят на работу подобно офисным служащим, большую часть рабочего дня проводя перед экраном монитора с джойстиком в руках.
Как правило они "летают" над Афганистаном и Ираком, собирая разведывательные данные. Иногда дроны нужны для проведения секретных операций по устранению важных целей в Пакистане, Сомали или Йемене. Кроме того, помощь беспилотников требуется в Сирии и пограничных районах Ирака для нанесения ударов по позициям "Исламского государства*".
И несмотря на хорошие, даже в чем-то "тепличные" условия службы, многие операторы дронов не выдерживают нервного напряжения и насмешек своих коллег, которые лично сидят за штурвалами самолетов, и вынуждены покидать ряды ВВС США. Кроме того, сильное влияние оказывает тот факт, что пилот, сидя перед экраном монитора в безопасности, может наблюдать результаты своих ударов, кторые часто бывают катастрофичными не только для вражеских солдат, но и для мирных людей, оказавшихся поблизости.
"Сколько женщин и детей сгорели в результате ракетных обстрелов? Скольких людей мы видели, ползущими по полю, пытающихся добраться до помощи с оторванными ногами?", – рассказал бывший аналитик собранного беспилотниками видеоматериала Хизер Лайнбот. "Я чувствовал себя трусом, так как находился за полмира от этого места, а те люди даже не знали, что я кружу над ними. Я чувствовал себя вступившим в легион смерти. Мое физическое и психическое здоровье были подорваны. Мне было так плохо, что я готов был застрелиться", – добавил еще один бывший оператор Брайант.
Возможно, что новые методы ведения войны и новые технические средства требуют дополнительной психологической подготовки. Американское военное командование пока не нашло необходимых качеств, которые нужно тренировать в бойце для того, чтобы тот смог изо дня в день наблюдать через монитор результаты собственных ракетных ударов и не испытывать от этого стресса. И пока эффективных методик подготовки кадров не создано, американской беспилотной военной авиации придется смириться с масштабной убылью численности и понижением боеспособности.