В чем суть вопроса Правительство России с 15 ноября ввело плату за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей, массой 12 и более тонн. Объяснение вполне понятное и логичное: тяжелые машины пагубно влияют на дорожное полотно. Редкий автомобилист не обращал внимание на жуткую колейность на большинстве крупных трасс страны, особенно, междугородных. Понятно, что легковушки тоже вносят свой вклад в проседание асфальта на дорогах, но, очевидно, что вреда от них в десятки раз меньше просто потому, что их вес несопоставим с многотонными грузовиками. О том, что с фур собираются брать дополнительную плату за износ дорожного полотна, стало известно довольно давно. Однако, судя по всему, многие владельцы тяжеловозов не торопились получать необходимые приборы и документы. Вероятно, в надежде на то, что решение будет пересмотрено. Однако час Х приближался, а заднего хода власти так и не давали. Что не понравилось перевозчикам В результате, за несколько дней до 15 ноября дальнобойщиков охватили панические настроения, ведь штрафы за невыполнение требований об оплате проезда, исчислялись цифрами с пятью и даже шестью нулями. В ход был пущен проверенный метод – массовый протест с требованием отменить вводимый сбор. Власть в этот раз пошла навстречу, отсрочив взимание штрафов и снизив на время размер платы, однако, отменять ее полностью не стала. До 29 февраля 2016 года тариф установлен вдвое меньше того, что планировался, всего 1,53 рубля за километр федеральной трассы, а с 1 марта и до конца 2018 года плата составит 3 рубля 6 копеек. При этом, до 1 мая нарушителей не будут штрафовать на всех федеральных трассах, за исключением дорог Подмосковья. К обозначенному сроку владельцы фур должны завершить регистрацию, открыть расчетные счета для перечисления сборов и получить контрольные устройства. А как у них? Большинство российских автомобилистов хоть раз ругали качество дорог в стране, приводя в пример западные трассы. Однако, при этом, почти каждый умалчивает (по незнанию или с умыслом), что и в Европе, и в США качество дорог поддерживается за счет тех, кто ими пользуется. И в этом плане нынешняя инициатива российских властей – не более, чем следование общемировой практике. А она предусматривает, что больше за ущерб, нанесенный дорожному полотну, платит тот, кто сильнее его портит. И самая высокая плата установлена для многотоннажных грузовиков. Тарифы, например, в Германии ни в какое сравнение не идут с российскими. Проезд по немецкой дороге фуре, массой 12 тонн и более обойдется в 14-29 евроцентов за километр. А между тем, специалисты установили, что один проезжающий по асфальту 12-тонный грузовик причиняет ущерб дорожному полотну такой же, как, если бы по этому участку проехали 40 тысяч раз легковушки. Как будет у нас? В общем числе автомобилей в России доля машин-тяжеловесов весьма невелика и составляет около 4% (из 55 миллионов лишь около 1,5 миллионов – многотоннажные). При этом, свыше половины всех повреждений дорожному полотну причиняют именно фуры. О намерении обязать автовладельцев компенсировать нанесенный ущерб власти заявили еще четыре года назад. Изначально предполагалось, что тариф составит 3,73 рубля за километр, однако его снизили до 3,06 рубля (а до марта 2016 года еще в два раза меньше). Контролировать проезд будут специальные рамки на дорогах, которые будут считывать данные с устройств, размещенных в машинах. Для неплательщиков предусмотрены штрафы: 450 тысяч рублей за первое нарушение для компании перевозчиков, 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. В случае повторного нарушения ставки вырастут. На сегодняшний день для работы с перевозчиками работают почти полторы сотни центров поддержки пользователей. Для удобства оплаты запущены в эксплуатацию терминалы самообслуживания. Для чего это надо С введением платы за проезд многотонных фур по федеральным трассам власти рассчитывают пополнить региональные дорожные фонды, из которых финансируется строительство новых и поддержание существующих дорог. По расчетам финансовых ведомств, введение новой системы оплаты за проезд принесет за год почти 40 миллиардов рублей. При этом, полученные деньги, кроме как на дорожное хозяйство, на другие цели использовать нельзя. Попутно выстраивание системы оплаты за проезд по федеральным трассам выведет из тени так называемый серый транспортный бизнес. При новой системе учета скрыть факт перевозки товара будет практически невозможно. Это значит, тем, кто сейчас уходит от уплаты налогов или перевозит сверх разрешенных лимитов, придется или покинуть рынок, или легализовать свой бизнес.