В начале своего президентского срока Дмитрий Медведев объявил о планах по реформированию судебной системы. На днях был принят закон, изменяющий порядок назначения главы Конституционного суда. Гости "Программы Ц" на телеканале Russia.Ru оценили первые шаги по изменению судебной системы.
Обсудить систему правосудия собрались депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Андрей Макаров, генеральный директор "Фонда эффективной политики" Кирилл Танаев и председатель комитета Госдумы по законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.
В последние годы количество дел, которые ежегодно рассматриваются в судах, увеличилось до 17 миллионов. "Это здорово. Это все-таки говорит о том, что общество растет", - сказал Андрей Макаров, добавив, что тут возникает вопрос, насколько "суды в состоянии обеспечить интересы государства с точки зрения закона", а не с точки зрения "обслуживания власти". По мнению Владимира Плигина, суды, в первую очередь, должны "ощущать, что они защищают закон, а не интересы государства. К этому мы должны привыкнуть". #{video} В ходе разговора была дана оценка инициативе Дмитрия Медведева об отмене трехлетнего испытательного срока судей. "Сегодня очень большой проблемой является зависимость федерального судьи от председателя суда. И, в частности, эти три года испытательного срока – это крюк, на котором человек висит. Либо ты делаешь так, как тебе говорят, либо ты можешь лишиться своей профессии, работы вне зависимости от своей квалификации", - обозначил суть вопроса Кирилл Танаев. Макаров добавил, что в этом случае можно лишиться и хорошей характеристики.
Другой проблемой, которую обозначили эксперты является вопрос того, кто может носить судейскую мантию. "Нам говорят, что адвокаты не могут быть судьями, так как они адвокаты. А прокуроров, силовиков, милиционеров в судьи мы принимаем", - возмутился Макаров.
Участники дискуссии отметили положительную тенденцию на большую открытость судебной системы. "Практически все решения арбитражных судов выложены в сети Интернет. С 2010 года это будет происходить в отношении судов общей юрисдикции, а также вступивших в законную силу приговоров судов по уголовным делам", - подчеркнул Плигин.