Вчера Госдума отложила ратификацию Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНП). Договор был подписан президентами Бушем и Путиным в мае прошлого года. В соответствии с документом Вашингтон и Москва обязались сократить стратегические ядерные боезаряды к 31 декабря 2012 года до 1700-2200 боеголовок. 7 марта Сенат США единогласно ратифицировал этот договор. Российские законодатели, вопреки ожиданиям, пока не последовали примеру своих коллег.
В ходе обсуждения документа о ратификации мнения разделились. По словам главы комитета по международным делам Госдумы Дмитрия Рогозина, "есть ощущение неуместности рассмотрения данного вопроса в столь неблагоприятной ситуации" (ТВС, "Коммерсантъ"). Депутат не исключил, что "ратификация договора может быть вообще отложена на неопределенное время" ("Ъ").
Такого же мнения придерживается и депутат Госдумы С. Шишкарев, который, правда, признает позитивное значение документа: "Несмотря на то, что мы считаем крайне важной ратификацию данного соглашения - стратегических наступательных потенциалов, он отвечает интересам обороноспособности России, отвечает интересам сокращения ядерным вооружений в целом. Сейчас, мы считаем, что подобный шаг не оправдан" (Первый канал).
Решение Госудмы вызвало негативную реакцию в российском МИДе и Совете Федерации. Глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов был категоричен, полагая, что перенос ратификации "противоречит здравому смыслу", а само решение решение продиктовано не заботой о государственных интересах, а предвыборными расчетами" ("Ъ").
Вместе с тем практически все российские СМИ – "Коммерсантъ", Первый канал, НТВ, ТВС, "Комсомольская правда" - истинной подоплекой событий считают расхождение позиций Москвы и Вашингтона в отношении иракского конфликта (Рогозин, в частности, прямо увязал перенос ратификации Договора с недавним ультиматумом Саддаму Хусейну).
НТВ называет действия Госдумы "демаршем" в ответ на ультиматум. Последствия такого шага уже очевидны. По мнению "Комсомольской правды", военная операция против Ирака и перенос ратификации по СНП повредит российско-американским отношениям, что совсем некстати в данной ситуации. "Сссориться вдрызг с американцами нам не с руки. Стратегическое партнерство с США остается приоритетным направлением российской внешней политики".
"Ъ" считает, что решение Госдумы уже привело к расколу между Советом Федерации и российским МИДом , с одной стороны, и Госдумой – с другой.