Неподъемная ноша
В конце 2014 года закрылась национальная онкологическая программа, действовавшая с 2009 года. За пять лет правительством было выделено 47 млрд. рублей на оснащение онкологических клиник высокотехнологичным оборудованием, а также на закупку лекарств для борьбы с раком. По окончании проекта все расходы легли на плечи регионов, мизерные бюджеты которых не позволяют использовать оборудование в полном объеме.
По словам главного онколога России Михаила Давыдова, "оборудование, полученное в рамках федеральной программы, используется на 15-20% от своих мощностей". С ним согласен и основатель системы ОМС Владимир Гришин: "В некоторых регионах из-за отсутствия средств на обслуживание техника, вообще, простаивает, так как в бюджете нет средств на ремонт помещений для ее установки".
Однако в некоторых городах аппаратура не используется по иным причинам. В Чите, например, исправный ускоритель (аппарат для высокоточной лучевой терапии раковых опухолей) не может лечить больных из-за постоянных прений между местным министром здравоохранения и поставщиком оборудования.
Без вины виноватые
На протяжении нескольких лет Михаил Лазуткин постоянно выдвигает обвинения против компании "МСМ-Медимпэкс", причем, как выяснилось, безосновательно. В прошлом году поставщик выиграл иск против министра, который не давал запустить в эксплуатацию дорогостоящее оборудование. Однако история на этом не закончилась, и ускоритель простаивал два года.
Оборудование было поставлено в диспансер в 2013 году, но каньон (специальный бункер с бетонными стенами) для его установки не был подготовлен краевым диспансером, это произошло только в 2014, после чего поставщик получил возможность установить комплекс для лучевой терапии. 21 октября 2014 года, по завершении пусконаладочных работ и обучения персонала, сторонами был подписан акт, свидетельствующий о том, что аппарат исправен и готов к клинической эксплуатации и что заказчик претензий к срокам, объему и качеству проведенных работ не имеет. Подпись была поставлена Виктором Куликовым, который на тот момент являлся новым главным врачом диспансера.
Впрочем, на протяжении всего 2015 года Куликов отказывался признавать контракт состоятельным, постоянно направляя претензии поставщику. Несмотря на то, что все жалобы были признаны необоснованными, аппаратура продолжала простаивать. В результате очередной его претензии в апреле 2015 года "МСМ-Медимпэкс" направил в диспансер инженера для проведения диагностики работоспособности системы планирования. Все работы были записаны на видео, после чего 27 апреля заказчик поставил подпись в акте, подтверждая, что оборудование работоспособно и что никаких претензий к поставщику он не имеет.
Тогда же, в апреле 2014 года, поставщик, озабоченный простоем аппаратуры, подал заявление в прокуратуру Забайкальского края с просьбой провести оценку деятельности главврача диспансера Виктора Куликова и главы краевого Минздрава Михаила Лазуткина, постоянно вмешивающегося в ход контракта. Недавно прокуратура представила результаты проведенной работы вице-губернатору.
От перемены мест слагаемых…
Закончилась ли на этом история? К большому сожалению пациентов, нет. Вместо того чтобы давно работать на полностью исправном оборудовании, диспансер постоянно меняет главных врачей. Так, за время исполнения контракта в кресле руководителя успели побывать Сергей Лесков, Александр Тюменцев, Михаил Пимкин, а теперь и Виктор Куликов (последний, вообще, не имеет никакого отношения к онкологии, до онкодиспансера он работал в стоматологии). Таким образом, меняя пешек в своей игре, Михаил Лазуткин пытался всеми правдами и неправдами не допустить работы ускорителя, который мог бы за два года спасти не одну сотню жителей края.
К слову, такой же ускоритель установлен и в самарском областном клиническом онкологическом диспансере, сотрудник которого – ведущий специалист по оборудованию Евгений Минашев – дал свою оценку ситуации: "Электронный ускоритель Electa Synergy был поставлен к нам в 2012 году, в декабре была осуществлена вся механическая сборка, и через несколько месяцев, уже в 2013 году, он был введен в эксплуатацию. С тех пор аппарат работал без сбоев, как утюг, пропуская через себя порядка 80 человек в день".
Что интересно, за все время действия онкопрограммы со своих должностей ушло немало главврачей. По словам главврача Московского областного онкологического диспансера Александра Серякова, "за этот период чуть ли не 33 главных врача были сняты в регионах". Сергей Лесков из Читы стал, возможно, единственным из них, кто решился прокомментировать ситуацию: "При нынешнем руководстве минздрава я себя в Забайкальском крае не вижу. Придется уехать в другой регион".
Штраф на миллион
Выступая публично с обвинительными заявлениями в СМИ, Михаил Лазуткин на этот раз не только перекидывает вину на поставщика, но и рискует быть оштрафованным на один миллион рублей. "Оборудование было поставлено в срок, все документы, подписанные руководством диспансера, у нас на руках. Мы уже даже вышли за рамки контракта, бесплатно обновляя подсистему Apex, которая входит в состав ускорителя. Однако очередное обвинение Лазуткина тянет на судебный иск за клевету и порчу деловой репутации", – комментирует ситуацию Владимир Гришин, председатель совета директоров компании "МСМ-Медимпэкс". В случае, если очередное обвинение министра будет признано несостоятельным, поставщик подаст на Лазуткина в суд за клевету. Напомним, в октябре 2014 года Лазуткин был признан виновным в нарушении "Закона о конкуренции". Тогда министру был назначен символический штраф в 15 тыс. рублей. В этот раз чиновнику грозит штраф до 1 млн. рублей или же до 240 часов исправительных работ.