Время не стоит на месте, перед страной возникают новые вызовы и задачи, требующие эффективного решения, отметил спикер Госдумы. "Поэтому и необходимо оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции", – сказал Володин.
В частности, спикер предложил задуматься, как за четверть века изменились понятия "достойная жизнь" и "свободное развитие человека", закрепленные в Конституции. "Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад – это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня люди мыслят об этом шире, чем два десятилетия назад", – отметил Володин.
Базовые ценности и нормы основного закона неизменны, подчеркнул председатель нижней палаты. Вместе с тем некоторые положения Конституции можно адаптировать к потребностям времени, уверен спикер. По словам председателя нижней палаты, точечные корректировки основного закона позволят лучше раскрыть его правовой потенциал.
Такой подход, отметил Володин, полностью соответствует широко распространенной в мире доктрине "живой Конституции". На необходимость ее реализации постоянно указывает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, напомнил спикер Госдумы.
Володин подчеркнул, что парламент представляет интересы всех граждан стран и законодательно определяет оптимальные формы реализации принципов основного закона.
"Задача исполнительной власти на практике реализовать эти сформулированные представителями народа и установленные законом механизмы достижения конституционных целей. В свою очередь – под парламентским контролем", – отметил спикер Госдумы в своей статье.
Настройка баланса властей должна повысить качество взаимодействия парламента и правительства, улучшить согласованность работы государственного механизма, подчеркнул Володин. "Качество демократического правления, которое, в свою очередь, как раз и необходимо для максимально полной реализации прав и конституционных основ", – сказал председатель нижней палаты.
По его словам, российская конституционная модель уже развивается по этому пути. Он напомнил о изменениях в основной закон в 2008 году, когда была установлена норма об обязанности правительства отчитываться перед парламентариями за результаты своей деятельности. По этому пути необходимо идти дальше, сказал Володин.
По его мнению, было бы правильно дополнительно рассмотреть вопрос об участии Госдумы в формировании кабинета министров. Председатель нижней палаты отметил, что сегодня в рамках этой процедуры депутаты могут лишь дать согласие президенту на назначение главы правительства.
В ходе внесения предложений главой кабмина по кандидатурам министров процедуры их обсуждения и консультаций отсутствуют, заметил Володин.
Спикер Госдумы уверен: парламент должен нести свою долю ответственности за формирование правительства, а мнение премьер-министра не должно быть единственным.
"В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию", – пояснил спикер нижней палаты.
Наличие возможности для представительной власти высказывать свое мнение по будущему составу правительства соответствовало бы принципам должного баланса властей и позволило бы решить несколько важных задач, отметил спикер.Прежде всего это повысило бы исполнительскую дисциплину в работе кабинета министров, уверен Володин. Настройка баланса власти, по мнению спикера, также способствовала бы повышению эффективности реализации полномочий президента по обеспечению согласованного взаимодействия ветвей и органов государственной власти.
Таким образом, предложенная Вячеславом Володиным настройка баланса властей предполагает опору на предложения премьер-министра и мнение парламента при формировании правительства. В таком случае видение законодателей дополняло бы мнение главы кабмина.