Когда Путин пришел к власти в конце 1990-х, в сфере политических реформ в стране царила губительная бессистемность. После развала СССР новое российское государство формировалось с чистого листа, и находящиеся у власти люди зачастую не понимали, что они делают и зачем, указал Морозов.
"Пример политических реформ 90-х – это пример того, как не надо поступать в политике", – подчеркнул сенатор. По его словам, действия власти всегда должны придерживаться определенной цели и сценария – то есть политический класс должен представлять, что получит в результате тех или иных решений.
Однако это видение напрочь отсутствовало в тот период. Говорилось много слов о демократизации политической жизни, отказе от прошлого, но никто из реформаторов толком не представлял, что стоит за этими словами.
"Реформы политической системы 90-х – это реформы, которые проводились бессистемно и фактически они вели страну к коллапсу, гибели и разрушению", - подчеркнул Морозов.
В результате подобных действий Россия к рубежу веков стала представлять собой "лоскутное одеяло", напомнил сенатор. В тот момент не было ни одного субъекта Федерации, чьи местные законы не противоречили бы федеральному законодательству. Во многом это было следствием знаменитой фразы Бориса Ельцина "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить".
"Фактически территории не подчинялись федеральному центру, – указал Морозов. – Это расшатывало страну".
Что касается партийной системы, то ее тоже не было как таковой. Были партии, которые могли прийти на выборы, пройти в Госдуму и... бесследно исчезнуть к следующим выборам.
Единственным стержнем, который удержал в те годы страну от развала, стала Конституция 1993 года. В ней была прописана сложнейшая процедура по внесению изменений в главный документ страны, и это защитило ее от необоснованных редакций (тогда как прежнюю Конституцию Верховный совет менял чуть ли не еженедельно).
"Конституция стала тем фундаментом, на который стала опираться наша политическая система. И если бы не этот инструмент, я не знаю, чем бы кончилась история 90-х – вполне допускаю, что развалом России, политическим кризисом и сценарием типа Майдана", – заключил он.
В таком положении Россия и прожила до конца 1990 годов. "Когда в Кремль пришел Владимир Путин, он получил страну без политического плана, без экономики, без политической системы, но с Конституцией, на которую можно было опереться", – обрисовал Морозов стартовые позиции президента страны.
План Путина
Путин стал первым политиком в новейшей российской истории, который предложил образ будущего и внятный план развития политической системы, указал сенатор. И все его последующие действия в этой сфере были подчинены единой логике.
Новый президент сделал ставку на полноценную федерацию, где субъекты подчиняются федеральному центру, и партийную систему европейского типа – с федеральными партиями, которые будут вести отчет перед избирателями от выборов к выборам.
Отмена Путиным прямых выборов губернаторов, осуществленная в тот период, может на первый взгляд показаться отступлением от демократии. Другим спорным решением стало ужесточение правил регистрации партий и отмена смешанной системы выборов (когда половина Госдумы избиралась по спискам, а другая – по одномандатным округам). Однако и в том и в другом случае это было продиктовано необходимостью осуществления заявленного плана, указал Морозов.
"Без перехода на пропорциональную систему выборов мы не могли создать полноценную партийную систему и партийную конкуренцию. А без отмены прямых выборов губернаторов невозможно было навести порядок в регионах", – уверен он.
Тогда же появился инструмент вмешательства центра в дела регионов, когда президент может своим решением отстранить главу субъекта Федерации. В качестве яркого примера Морозов привел увольнение мэра Москвы Юрия Лужкова, которого отстранили в 2010 году с формулировкой "в связи с утратой доверия".
Все эти преобразования нужны были для того, чтобы укрепить политическую систему и сделать ее эффективным инструментом решения социально-экономических задач.
"В нулевые годы впервые Кремль, Госдума, Совет Федерации и правительство стали работать как одна политическая машина. Решения стали проходить достаточно эффективно, быстро принимались инициативы президента и правительства, и это благоприятным образом сказалось на экономике и социальном развитии страны", – напомнил сенатор.
Почему случилась Болотная
Однако возникает резонный вопрос: если все было так хорошо и госмашина работала без сбоев, что же привело страну к кризису 2011 года и протестам в Москве – на проспекте Сахарова и Болотной площади? И зачем потребовались кардинальные изменения политической структуры, которые проводились в последние пять лет?
"К выборам 2011 года произошла интересная вещь, – рассказывает Морозов. – В самой Госдуме конкуренция обострялась, а вне этого периметра конкуренция просто исчезла". Попасть в пул парламентских партий было невозможно – их было всего семь, выдвинуться в округе – тоже.
"Система попала в серьезный кризис, и его тревожный сигнал – это Болотная, когда люди вышли на площадь и сказали, что "нам это не нравится", – констатировал сенатор.
При этом Морозов не считает, что протесты 2011-2012 годов были попыткой "оранжевой революции". По его словам, "оранжисты" среди протестующих были, но основную массу составляли те, кто не находил своего места в реальной политической жизни.
"Поэтому произошел достаточно мощный социальный протест, который потребовал от политического класса вновь прибегнуть к реформе политической системы", – заключил он.
Конкурентность, открытость, легитимность
Результатом кризиса 2011 года стала, пожалуй, крупнейшая политическая реформа в новейшей истории России. Ключевой ее смысл президент России сформулировал в короткой, но емкой формуле: конкурентность, открытость, легитимность. Во имя ее реализации были предприняты несколько радикальных политических шагов. В частности, был существенно упрощен вопрос регистрации политических движений.
"Мы стали самой либеральной в мире страной с точки зрения возможности создать политическую партию. Нужно всего 500 человек желающих в более чем половине субъектов Российской федерации – и пожалуйста, несите свои документы в Минюст, регистрируйте свою партию", – напомнил Морозов. В результате в России на данный момент порядка 80 зарегистрированных политических объединений.
Кроме того, вернулась и смешанная система парламентских выборов с одномандатными округами и существовавший в 90-е институт самовыдвижения.
"Фактически любой человек, не связанный с партией, сегодня может по определенной процедуре выдвинуться в округе и получить депутатский мандат", - указал сенатор.
С 2012 года в России возродилась практика прямых губернаторских выборов. По словам Морозова, многие сомневались в том, что на них будет настоящая конкуренция – ведь одного из кандидатов обычно поддерживал сам президент страны. Однако первые же выборы в Рязанской области доказали обратное – оппозиционный кандидат оказался настолько серьезным соперником, что спасти положение удалось, лишь соблазнив его мандатом сенатора.
Все последующие выборы от раза к разу становятся все более и более конкурентными, уверен Морозов. В качестве примера он привел прошлогодние губернаторские выборы в Иркутской области, где единоросс Сергей Ерощенко проиграл коммунисту Сергею Левченко.
"Выборы были совершенно честными, открытыми, и впервые в путинской истории победил оппонент власти, представитель КПРФ – причем убедительно, с большим отрывом", – подчеркнул сенатор.
Власть – за честные выборы
Комментируя российскую избирательную систему, Морозов заметил, что идеальных выборов не существует. По его словам, любой избирательный процесс имеет свои изъяны, а также административное желание "поспособствовать результату". Причем это характерно не только для России, но и для других стран – например, Великобритании.
Говоря о грядущих в сентябре выборах в Госдуму, Морозов назвал их главной задачей получение результатов, не вызывающих сомнений у населения. По его словам, если та же "Единая Россия" получит меньше голосов, чем хотела бы, то это не так страшно и не так опасно для нашей политической системы, чем недоверие людей к результатам выборов.
"Главная задача того, что сегодня нужно делать в избирательном процессе – это вернуть доверие к результатам выборов и институту власти. Я не говорю о том, что оно отсутствует – оно должно стать безусловным, как во многих странах, и мы должны этого добиться", – подчеркнул он.
Морозов также считает, что сентябрьские выборы станут самыми прозрачными и чистыми в новейшей истории России. "И чем дальше мы будем идти по совершенствованию этого процесса, тем больше у нас будет оснований сказать, что вот этот план, который предложен президентом – сделать нашу систему более открытой, конкурентной и легитимной, – он будет реализован", – заключил он.
Полностью выступление сенатора Морозова можно посмотреть на официальном канале "Территории смыслов". Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата Российской Федерации, "Роспатриотцентр" Росмолодежи. Форум проходит при кураторстве Управления президента России по внутренней политике.