Новость о поражении премьера Маттео Ренци на референдуме западные СМИ в большинстве своем комментируют сдержанно. Тем самым они поддерживают итальянских коллег, которые транслируют точку зрения официального Рима. Ее суть: это внутренне дело Италии, ничего страшного не произошло.
И все же, Le Figaro пишет, что Италия входит в период политической и экономической неопределенности. "После шока Brexit и роста популистских движений по всему континенту третья по величине экономика еврозоны может оказаться в зоне нестабильности", – говорится в статье. Издание предполагает, что место Ренци займет техническое правительство, однако имя его главы пока неизвестно.
Немецкая Die Zeit отмечает, что итальянское общество разделено на три примерно равные части: это проевропейски настроенные сторонники Демократической партии Ренци, электорат правых партий ("Вперед, Италия" и "Лига Севера") и примкнувшие к популистскому Движению пяти звезд противники элиты.
Результат референдума соответствует достижениям партии Ренци на выборах в Европарламент. Это потолок его поддержки. "Те же 40%, что в 2014 году ознаменовали успех Ренци, сейчас привели его к катастрофе", – пишет Die Zeit. Издание подчеркивает, что премьеру не удалось забрать часть электората двух других лагерей.
Piccolo, personale riassunto di un grande cambiamento https://t.co/lC0DTpmQeS #Italians #Referendum @Corriere pic.twitter.com/Ey3sRfnrPY
— beppe severgnini (@beppesevergnini) 5 декабря 2016 г.
Оппоненты партии Ренци – "Лига Севера" и Движение пяти звезд. Лидер "северной" партии Маттео Сальвини после того, как Ренци объявил о своем намерении уйти в отставку, заявил о наступлении "великого дня демократии". А сам он готов стать серьезной альтернативой уходящему правительству.
Основатель крупнейшей оппозиционной силы страны Движения пяти звезд, блогер и сатирик Беппе Грилло считает, что главным победителем в сложившейся ситуации является народ Италии. "Прощай, Ренци. Итальянцы должны быть призваны на выборы как можно скорее. Самое быстрое, реалистичное и конкретное решение, чтобы пойти на выборы, – это голосовать согласно закону, который уже существует", – написал Грилло в своем блоге.
На референдуме рассматривался вопрос о поправках в Конституцию. Проект, разработанный правительством Маттео Ренци, предполагал существенные изменения в работе cената. Так, планировалось, что его будут формировать областные советы, от которых в парламент должны были войти 74 советника и 21 мэр итальянских городов. Еще пятерых парламентариев должен был назначать президент страны.
THE ITALIAN DOMINO HAS FALLEN!#ItalyReferendum #ReferendumCostituzionale #ItalExit #IoDicoNo#IoVotoNo#Referendum pic.twitter.com/1VE1Dg0Nch
— Italians For Trump (@Italians4Trump) 4 декабря 2016 г.
Если бы поправки были приняты, то cенат сократился бы более чем втрое – с 315 до 100 человек. При этом под угрозой оказались бы и полномочия парламента: Ренци предлагал оставить сенаторам лишь ряд вопросов, связанных с проведением реформ и изменением Конституции. Кроме того, конституционная реформа предполагала перераспределение полномочий между областными и центральными властями.
После того как итальянцы сказали убедительное "нет" планам Маттео Ренци, в стране можно ожидать полноценного правительственного кризиса. Последствия будут и для ЕС, уверен глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев.
"Хотя в Брюсселе стараются всячески подчеркнуть, что произошедшее в Италии – сугубо внутреннее дело этой страны, конечно же, последствия будут. В ЕС у государств-лидеров, по сути, уже нет сугубо внутренних дел, которые бы не сказывались на других. Ожидаемая отставка кабинета Ренци и возможное назначение "технического" правительства, которое может проработать до выборов 2018 года, – все это влечет за собой проблемы для Европы, в том числе экономические, включая курс евро", – пишет Косачев в Facebook.
Он отмечает, что европейские политики сейчас видят "утешительный приз" для еврооптимистов в удачном для Брюсселя и европейских либералов исходе президентских выборов в Австрии, где "австрийский Дональд Трамп" не смог победить системного "зеленого" Ван дер Беллена.
Однако, уверен сенатор, уже невозможно отрицать, что европейские общества расколоты, – разломы очевидны и принципиальны. Время, когда гражданам приходилось выбирать между отличающимися лишь в нюансах либеральными партиями, уходит. Наступает эпоха политической турбулентности, и итальянский референдум - лишь один из первых актов этой драмы.