Негативного отношения к соглашениям, заключенным с Россией и Китаем правительством Кристины Киршнер, кандидат от правого крыла оппозиции Макри не скрывал и во время президентской гонки. Он неоднократно заявлял, что ему не нравится та поспешность, с которой кабинет заключал многомиллиардные контракты за месяц до сложения полномочий. Макри рисовал аргентинцам пугающие картины захвата рынка рабочей силы неприхотливыми трудягами из Китая. Возможно, это и позволило ему получить незначительное – около 3% – преимущество во втором туре выборов над кандидатом от правящей партии Даниэлем Сциоли.
Это первая победа представителя правых сил в Латинской Америке за последние десять лет. Как отметили наблюдатели, для Аргентины эффект от такой перестановки во власти может оказаться драматическим. Хотя, на первый взгляд, ничего экстраординарного предвыборные обещания Макри не содержали: укрепление государственных институтов, "бизнес-ориентированная" политика, отказ от чересчур крепких связей с Венесуэлой и Ираном и, соответственно, поворот в сторону США. А еще кандидат обещал быть более гибким в вопросе принадлежности Фолклендских островов.
Тем не менее критики курса нового президента всерьез опасаются, что страна вернется в 90-е годы прошлого века, во времена правления Карлоса Менема, пишет британская The Guardian. Его главной идеей был перевод Аргентины на рельсы свободной рыночной экономики, для чего, в частности, приватизировались государственные предприятия, а работники оказывались на улице.
Эти преобразования завершились экономическим коллапсом в 2002 году. Даниэль Сциоли предупреждал избирателей во время предвыборной кампании, что его оппонент Макри снова ввергнет страну в пучину "дикого капитализма" и свернет все социальные программы.
В свете последних заявлений избранного президента в отношении контрактов с Россией и Китаем эти опасения представляются вполне обоснованными. Разрыв соглашений означает отказ от многомиллиардных инвестиций в аргентинскую экономику и сворачивание сотен, если не тысяч, рабочих мест. И как долго придется безработным ждать новых контрактов – на сей раз с "традиционными партнерами" из США и Европы, чтобы вернуться в русло нормальной жизни?
Хотя, может, критики неправы, и сделки с Москвой и Пекином действительно несут угрозу безопасности Аргентины? Сторонники Макри, кстати, упирают на то, что суть большей части контрактов держится в секрете.
Однако о следующих сделках известно из российских открытых источников: "Уралмаш" заключил договор по совместному строительству предприятия, производящего нефтяное оборудование, Россия поставляет турбины для аргентинских ГЭС, российские специалисты подключаются к проекту модернизации аргентино-уругвайской ГЭС "Сальто-Гранде", а "Росатом" вошел в проект сооружения шестого энергоблока атомной электростанции "Атуча". Эксперты подчеркивают, что такое сотрудничество обеспечит Аргентине доступ к новейшим российским технологиям, отвечающим самым строгим требованиям ядерной безопасности.
Что же до секретности, то часть сделок относится к военно-технической сфере, поэтому далеко не всю информацию можно предавать гласности. Тем не менее из проектов по строительству на территории Аргентины станций российской ГЛОНАСС и китайской станции слежения за спутниками никакой тайны не делается.
Кстати, большая часть соглашений была подписана во время визита президента Киршнер в Москву в апреле 2015 года. Тогда даже в аргентинском правительстве этот визит назвали "вызовом Соединенным Штатам". Ну а в Вашингтоне, как известно, всякий вызов своему праву контроля всех и вся воспринимают весьма болезненно. Тем более присутствие России и Китая в Латинской Америке, которую США привыкли считать своей вотчиной.
Словом, шум вокруг контрактов поднялся нешуточный, тема стала центральной в политических баталиях. Сможет ли новый президент денонсировать соглашения? Во всяком случае сделать это будет нелегко. Ведь Макри предстоит заручиться поддержкой абсолютного большинства в парламенте. А здесь сторонники политики Киршнер еще не сдали позиции. Так что при нынешнем раскладе сил избранному президенту едва ли удастся выполнить свои обещания.