Запад отреагировал на наличие у России собственного, отличного от диктуемого из Вашингтона, мнения вполне предсказуемо – начал озвучивать угрозы, а затем перешел к конкретным ограничительным мерам. Изначально санкции вводились против крупных российских бизнесменов и представителей политической элиты страны. Эти меры преследовали лишь одну цель – вызвать недовольство у крупных игроков российской политики для того, чтобы те попытались повлиять на решения, принимаемые президентом страны Владимиром Путиным.
Затея показала свою полную несостоятельность – элиты доказали, что когда дело доходит до принципиальных для всего государства вопросов, они остаются непреклонными и потенциальные сложности их не страшат. Осознав неубедительность своих шагов по "запугиванию" России, страны Запада решили ударить по экономике страны, чтобы начавшийся после таких действий экономический кризис начал вызывать недовольство уже у широких слоев населения.
Таким образом, США ввели против России секторальные санкции, которые накладывают ограничения на международное взаимодействие по целому ряду важных экономических отраслей в стране. Вслед за Вашингтоном и при непосредственном его участии к санкциям присоединились и страны Евросоюза, а также ближайшие союзники США.
Это, впрочем, стало одним из самых серьезных политических просчетов Запада, так как введение политически мотивированных экономических ограничений в отношении России позволило Москве дать достойный ответ для защиты собственной экономики. Так, российское правительство объявило о введении эмбарго на ряд пищевых продуктов из западных стран или так называемые "аккуратные санкции".
Президент России Владимир Путин, выступая на "Форуме действий", организованным Общероссийским народным фронтом, рассказал, что введение антироссийских санкций стало тем шансом, которым страна не могла не воспользоваться. "Мы же с вами взрослые люди, мы понимаем, что происходит. Мы, по сути, воспользовались некорректным поведением наших партнеров, особенно по тем странам, которые удачно освоили российский рынок сельхозпродукции и, я считаю, подставились, введя против нас известные санкции. Это дало нам и моральное, и юридическое право ввести ответные меры именно в той отрасли, которая демонстрировала за последние годы хорошие темпы роста.", – охарактеризовал сложившуюся ситуацию российский лидер.
Действительно, ситуация сложилась таким образом, что от антироссийских экономических санкций пострадали, в первую очередь, европейские производители, после того, как их контракты с российской стороной были разорваны по политическим мотивам без их желания. Ответные российские меры стали еще одним ощутимым ударом по западной экономике.
Европейские и американские пропагандисты сперва пытались обратить внимание населения на резкое удешевление некоторых продуктов, так как из-за закрытия российских рынков предложение на рынке стало превышать спрос. Однако совсем скоро стало очевидным, что недополучение прибыли сельскохозяйственных производителей ставит под угрозу устойчивость всей экономической системы западных стран.
Россия, в свою очередь, продемонстрировала удивительную гибкость в поиске экономических партнеров. Был дан мощный старт программе по импортозамещению, а там, где темпы роста российской экономики не поспевали за потребностями рынков, страна нашла тех поставщиков, которые были готовы предоставлять свой товар схожих ценовых и качественных характеристик и, что немаловажно, в построении экономических отношений действуют без оглядки на решения, принимаемые в Вашингтоне.
Таким образом, пока экономики западных стран пытались как-то пережить ту бурю, которую они самостоятельно вызывал, российская сторона продемонстрировала устойчивость и способность самостоятельно обеспечивать себя по ключевым позициям. Кроме того, дипломатические успехи Москвы позволили без особого труда найти замену и для той продукции, импортозамещение которой просто невозможно.
В результат е введения санкций изменились многие торговые маршруты, Россия заключила договоры о сотрудничестве с рядом азиатских и латиноамериканских стран, а также взяла курс на обеспечение продовольственной безопасности. Кроме того, введение антироссийских санкций показало, что западные страны не такие надежные деловые партнеры, какими они бы хотели казаться, что, несомненно, еще долго будет учитываться при выстраивании дипломатических и экономических взаимосвязей.