В Северном Косово против признания приштинских властей на референдуме выступили 99,74% голосовавших. Инициативу муниципалитетов региона осудили как приштинские власти, так и президент Сербии Борис Тадич.
Референдум проводился в четырех косовских муниципалитетах – Косовска-Митровица, Звечан, Зубин Поток и Лепосавич 14-15 февраля. Правом голоса обладали 35,5 тысячи человек. Явка составила порядка 75% или 26,7 тысячи человек. Против албанских властей было подано в общей сложности более 26,5 тысячи голосов или 99,74%, "за" высказались всего 69 человек или 0,26 %. Окончательные итоги референдума будут объявлены 19 февраля.
Председатель муниципалитета Косовска-Митровица Крстмир Пантич заявил, что международное сообщество будет вынуждено считаться с результатами народного волеизъявления. "Этот референдум, как говорит и официальный Белград, не будет иметь юридических последствий, поскольку его итоги констатируют факт, имеющийся в конституции, – что Косово и Метохия являются неотъемлемой частью Сербии", – отметил он.
Власти Косово, провозгласившие 17 февраля 2008 года независимость от Сербии, назвали референдум "грубым вмешательством во внутренние дела Республики Косово". Его проведение "демонстрирует болезненные амбиции и территориальные претензии Сербии в отношении Косово", – подчеркивается в послании приштинского правительства. Также там отмечается, что за этими действиями стоит официальный Белград.
Президент Сербии Борис Тадич также подверг критике действия сербских муниципалитетов на севере Косово. "Эта инициатива подрывает потенциал нашего государства и не отвечает интересам косовских сербов. Таким образом, они дистанцируются от государства и защиты законных интересов сербского населения в Косово и Метохии", цитирует Тадича ИТАР-ТАСС.
Сейчас сербская община составляет около 5-10% от двухмиллионного населения Косово. Сербы проживают в северных районах, примыкающих непосредственно к центральной Сербии, а также в многочисленных анклавах в различных частях края.
В северных районах действуют местные органы власти, поддерживаемые финансово и политически из Белграда. Анклавы более или менее изолированы от окружающего албанского населения. Частично там действует правовая система Сербии, частично ситуацию контролируют приштинские власти. В анклавах референдум не проводился, пишет РИА Новости.