Почему Путин вернулся на пост президента России, ждет ли нас "закручивание гаек" и почему стране нужна двухпартийная система? На эти вопросы в интервью РБК daily ответил председатель совета директоров фонда Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский.
Сегодня многих россиян волнуют вопросы: как будет развиваться страна, какова будет стратегия государства в случае нового кризиса, что будет с образованием, здравоохранением, доступностью жилья, с качеством полиции и независимостью суда, на что можно рассчитывать с точки зрения будущего своих детей. Также есть запрос на большую социальную динамику, на новые возможности реализовать себя, создать свой бизнес, построить свою карьеру, уверен эксперт. "И конечно же, есть серьезный запрос на мораль в политике и социальной жизни. На приведение в чувство бюрократии. На честность и справедливость власти", – говорит Бадовский.
Что касается разговоров про так называемое закручивание гаек, то кое-что действительно стоило бы закрутить, считает эксперт. "Прежде всего это касается наведения порядка в самой власти. И выговоры министрам, и то, что сейчас происходит в Думе с расследованиями в отношении бизнеса депутатов, и законопроекты про конфликт интересов, про семейственность во власти, про иностранные счета и недвижимость – в принципе, это все касается начала (пока только начала) наведения порядка во власти, новых правил игры. Все это попытка поиска основ для нового внутриэлитного договора, основа которого в самоограничении элит и национализации сознания и поведения представителей правящего класса".
"Но политика не может и не должна быть одномерной, – предупреждает Бадовский. – "Где-то нужно наводить порядок, а в чем-то, наоборот, главное – это новые возможности и расчистка препон. Это касается и бизнеса, и политической системы".
По мнению эксперта, стратегически главная задача, которую нужно решать применительно к партийно-политической системе, "это появление в России системной, внятной, состоятельной, серьезной оппозиции, которая способна управлять, способна взять власть в свои руки и не сдаст страну и национальные интересы через пять минут после инаугурации".
"Российский правящий класс должен наконец дозреть до понимания того, что дальнейшее политическое развитие системы требует более сложных конструкций, чем тандемы, персональные рейтинги лидеров и модель доминантной партии. Речь должна идти о переходе к двухпартийной системе, в рамках которой власть может и должна периодически передаваться от одной фракции правящего класса к другой, но, в целом, оставаться в руках национальной элиты, у которой существуют безусловные и единые базовые ценности и принципы, защищающие страну и от радикальных политических сценариев, и от попыток внешнего управления". Другие партии при этом также существуют в своих нишах, но в условиях фактического внутриэлитного консенсуса по поводу невозможности прихода к власти третьих партий. "Де-факто так устроена политическая система в большинстве развитых стран Запада", – поясняет эксперт.
Комментируя возвращение Путина в кресло главы государства, Бадовский отметил, что "Путин принял Россию в 1999 году в ручное управление на грани распада и должен оставить ее Россией XXI века, способной независимо и устойчиво развиваться, опираясь уже не на персональное лидерство и антикризисное управление, но на качественные институты, на единую гражданскую нацию, на сильную, патриотичную, национально ориентированную элиту". Сегодня ситуация выглядит именно так: окончательные оценки и нового президентского срока, и "эпохи Путина" в российской политике в целом зависят от того, будут ли именно им выполнены эти задачи, уверен политолог.
"Одним из важных моментов, когда, возможно, было принято окончательное решение, стали события в арабском мире, Ливия, развитие ситуации в Египте, в Сирии. Летом прошлого года Путин достаточно жестко среагировал на то, что происходило вокруг фактического вторжения в Ливию. Все, что он говорил и тогда, и потом, и сейчас, к сожалению, только подтверждается, – констатировал эксперт. – Смысл в том, что прежние принципы международной политики рушатся и им на смену приходит откровенная политика управляемого глобального беспорядка, управления через хаос и создания региональных кризисов. Возвращение Путина – это, безусловно, ответ на эти тенденции. Он взял на себя ответственность за стабильность и устойчивость России в этих условиях. А может быть, и не только России".