Россия сворачивает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Тегераном из-за введенных накануне Совбезом ООН санкций. Однако под принятые ограничения не попадут российские комплексы С-300, которые Тегерану будет поставлять Россия.
Зенитно-ракетные комплексы С-300 не подпадают под ограничение, установленное последней резолюцией Совбеза ООН по Ирану. "Поскольку в резолюции вчерашней по Ирану имеются ссылки, которые относятся к отдельным видам вооружений, могу сказать, что средства ПВО, за исключением ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс), не охватываются регистром ООН по обычным вооружениям", - заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко.
Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев также считает, что принятая в отношении Ирана резолюция продажи Тегерану комплексов С-300 коснуться не должна, ведь санкции ограничивают поставки только наступательных вооружений. "С-300 под это определение не подходит. Также совершенно четко можно сказать, что резолюция, принятая накануне вечером Совбезом ООН, не затрагивает аспектов российско-иранского сотрудничества по мирному атому, а именно по АЭС в Бушере", - приводит слова депутата РИА Новости.
Отметим, что в среду сразу несколько источников сообщали, что в связи с принятой резолюцией поставки С-300 в Иран будут заморожены.
"Безусловно, о реализации этого контракта сегодня говорить не приходится. Он будет "заморожен". То же самое можно сказать о других планах российско-иранского военно-технического сотрудничества, которые подпадают под действие новых санкций Совбеза ООН", - высказался Пухов, добавив, что "в данной ситуации становится невозможным обслуживание уже поставленных Ирану систем ПВО "Тор-М1".
Такое же мнение высказал "Интерфаксу" высокопоставленный представитель структур в системе ВТС России: "Решение Совета безопасности ООН для любой страны является обязательным для выполнения, и Россия здесь не исключение. Естественно, будет заморожен и контракт на поставки Тегерану зенитных ракетных систем С-300".
Как писали Дни.Ру, во вторник Совет Безопасности ООН ввел новые санкции в отношении Ирана, не желающего останавливать свою ядерную программу. Резолюция была принята большинством голосов. Документ одобрили 12 стран, включая Россию и Китай. Ливан воздержался, а Бразилия и Турция выступили против.
"К сожалению, предыдущие три резолюции выполнены не были, - напомнил Косачев. – И если сейчас ситуация будет развиваться по той же схеме, и новая резолюция будет выкинута в мусорное ведро, то эти санкции окажутся далеко не последними и не самыми жесткими".
Серьезные последствия для Тегерана в принятых накануне санкциях видит и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. "Президент Ирана Ахмадинежад заявил, что этой резолюции "грош цена", на самом деле он недооценивает ситуацию", - заявил российский сенатор.
Маргелов напомнил, что по резолюции Иран не сможет вкладывать капиталы в производство урана в третьих странах; иранские суда будут подвергаться международному досмотру; список вооружений, на продажу которых Ирану наложен запрет, расширен; замораживаются зарубежные активы юридических и физических лиц, так или иначе связанные с иранской ядерной программой.
Вместе с тем, сенатор особо обратил внимание на то, что усилиями России эмбарго в принятой резолюции Совбеза ООН не распространяется на нефтяную сферу, кроме того Иран и Россия смогут сотрудничать в таких областях, как транспорт, космос и энергетика.
По мнению Маргелова, резолюция ООН стала следствием того, что "лавирование иранского руководства с его ядерной программой переполнило чашу терпения мирового сообщества".