Вчера в Кремле под председательством президента Владимира Путина состоялось первое заседание Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией.
Назначен глава самого совета, определены кандидатуры входящих в его состав комиссий. В заседании приняли участие: председатель правительства Михаил Касьянов, председатель Совета федерации Сергей Миронов, председатель Госдумы Борис Грызлов, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев.
Президент определил тройку борцов с российской коррупцией. Руководящие посты в новом антикоррупционном органе заняли премьер Михаил Касьянов, его заместитель Борис Алешин и замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак. Как замечают "Ведомости", в первую очередь чиновники будут искать корни коррупции в судах и налоговых органах.
Владимир Путин подчеркнул, что прежде всего членам совета нужно наладить "постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства" и деятельности органов власти всех уровней, а также "жестко регламентировать права и обязанности чиновников". А результатом их работы будут законодательные инициативы президента и правительства (все СМИ).
И хотя президент не раз упрекал правительство в затягивании административной реформы, новым советом первые полгода будет руководить премьер Михаил Касьянов. "Казалось бы, рутинное аппаратное решение, - пишет "Коммерсантъ". - Кому, как не премьеру, возглавить эту работу? Он уже давно занимается административной реформой, одной из целей которой является предотвращение коррупции. Однако руководители комиссии должны меняться каждые полгода. А первое полугодие заканчивается 1 июля. То есть тогда, когда будет работать уже новое правительство, так как нынешнее по Конституции должно сложить свои полномочия в день инаугурации нового президента (скорее всего, это случится 7 мая). Если бы Владимир Путин уже сейчас принял решение отказаться от услуг Михаила Касьянова, то у него не было бы резона нагружать премьера дополнительными обязанностями. В противном случае будет нарушена преемственность руководства в комиссии по борьбе с коррупцией. В окружении премьера расширение его полномочий было встречено с оптимизмом. "Теперь его шансы сохранить кресло увеличились с 50 до свыше 50%!" – делают ставки в Белом доме. Впрочем, до мая президент может еще пересмотреть свой кадровый выбор, проигнорировав вопрос преемственности в среде борцов с коррупцией".
Курирующий же в правительстве административную реформу вице-премьер Борис Алешин возглавил комиссию по борьбе с коррупцией, которая займется экспертизой законодательства и анализом деятельности органов власти. "Проблема ограничения коррупции тесно связана с административной реформой, - объяснил "Ведомостям" свое назначение Алешин. - К примеру, чтобы снизить давление государства на бизнес и ограничить тем самым предпосылки коррупции, мы стараемся передавать контрольные функции объединениям предпринимателей". Руководить комиссией по разрешению конфликта интересов должностных лиц будет замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Первой задачей антикоррупционного органа он считает анализ судебной власти и налоговой системы.
В этом есть логика, говорит директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин, ведь "наши суды славятся своей "неподкупностью", а законодательство дает судье широкие возможности для принятия решений. "А мы потом чешем затылки: учел ли он при вынесении решения все обстоятельства или ему поднесли в конверте", - говорит эксперт ("Ведомости").
Выбор руководителей для антикоррупционного органа не удивил экспертов. Возглавляющий рабочую группу РСПП по административной реформе Александр Шохин считает, что сферы деятельности антикоррупционного совета и комиссии по административной реформе сильно пересекаются и поэтому новое назначение Алешина вполне естественно ("Ведомости").
А назначение Козака Алексей Макаркин из Центра политических технологий объясняет его эффективной работой в президентской администрации. "Козак сумел провести через парламент и запустить судебную реформу и реформу по разграничению полномочий [между уровнями власти]", - считает эксперт ("Ведомости").
"Президент прав, что дело не в конкретных законах, а в содержании и стиле самого законодательства, - полагает в интервью газете "Время новостей" президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров. - Нужна четкая регламентация деятельности бюрократии, нужна административная реформа. Однако президент говорил не только о законодательстве, но и о том, например, что для победы над коррупцией надо развивать демократические и правовые институты в стране. Но что с этими институтами происходит, более-менее очевидно: они у нас деградируют. Это касается и независимости СМИ, и политической конкуренции, и парламентаризма, и судебной системы. Так что я усматриваю некоторое противоречие между правильными словами президента и тем, что у нас реально происходит в стране. Без развития демократических институтов борьба с коррупцией невозможна, поэтому пока я скептически отношусь к деятельности совета. Хорошим сигналом была бы предельная открытость работы совета и его комиссий, в том числе предоставление информации СМИ. В худшем случае совет превратится в бесполезный консультативный орган при президенте".
Сами члены совета, кажется, тоже реально оценивают свои силы. Дмитрий Козак в беседе с журналистами несколько умерил их радость и напомнил, что совет – совещательный орган и "не будет подменять правоохранительные органы, не будет рассматривать вопросы конкретных правонарушений и нарушений служебной дисциплины" ("Газета.ru").
Деятельность же совета будет по большей части аналитической: она будет заключаться, в частности, в поиске причин развития коррупции, экспертизе законодательства и анализе деятельности органов власти. Работа совета должна заканчиваться выработкой законопроектов, пояснил господин Козак.
Основным недостатком совета бывший сотрудник администрации президента Михаил Краснов считает его чисто чиновничий состав. По его мнению, специальный антикоррупционный орган должен быть прежде всего независимым от других ветвей власти. Главное, нельзя, чтобы это был обычный бюрократический орган: укомплектовывать его следовало бы представителями общественности, а не бюрократами. А антикоррупционный совет, созданный при президенте, – сугубо государственная структура.
Эксперт также считает, что создание совета в таком виде противоречит действующей Конституции: "Включив в свой совещательный орган судей высших судов, президент фактически вторгся в зону компетенции суда как независимой ветви власти. А ведь в президентский совет, кроме судей, вошли и председатели обеих палат Федерального cобрания, и председатель правительства" ("Газета.ru").
"В России становится традицией поручать осуществление реформ органов власти самим органам власти: военную реформу – Минобороны, административную – главам министерств и ведомств. Пока обе реформы далеки от завершения и проходят сложно. Однако государство не отказывается от избранного пути – вот теперь и борьбу со взяточничеством среди чиновников отдали на откуп самим чиновникам", - делает вывод "Газета.ru".