Как рассказал Эрдоган телеканалу Huberturk, российская сторона получила заверения, что никаких проблем с проектом "Турецкий поток" нет. "Единственное, мы предложили разделить пополам расходы на прокладку части трубопровода, которая будет на нашей территории", – сказал он.
Ранее сообщалось, что договоренность о возобновлении строительства "Турецкого потока" стала одним из итогов встречи президентов России и Турции Владимира Путина и Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге. Она состоялась впервые после случая со сбитым российским Су-24.
В этом контексте стоит напомнить, что и до встречи лидеров двух стран желания о возобновлении прерванных ранее газотранспортных проектов в Черном море высказывались как со стороны Турции, так и со стороны Болгарии ("Турецкий поток" и "Южный поток" соответственно). Однако после переговоров в Санкт-Петербурге было официально утверждено предпочтение российской стороны.
При этом позиция России в отношении поставок в ЕС остается жесткой – прежде чем строить газопроводы через Черное море, стране необходимо получить твердые гарантии Европы. "Теперь одних намерений недостаточно. Нам нужны абсолютно железобетонные гарантии юридического характера", - заявил Путин на пресс-конференции после переговоров с Эрдоганом.
Были определены и примерные сроки реализации проекта. Как сообщил глава Минэнерго России Александр Новак, стороны договорились создать рабочую группу, которая подготовит межправительственное соглашение по "Турецкому потоку". Документ может быть подписан уже в октябре.
Он предусматривает строительство как минимум одной нитки по дну Черного моря, которое может быть завершено во второй половине 2019 года. Позднее возможно расширение до второй нитки. Мощность одной ветки составит 15,75 миллиарда кубометров газа.
Говоря о второй ветке газопровода, рассчитанной для снабжения европейских потребителей, глава Минэнерго подтвердил позицию, изложенную российским президентом: строительство не начнется без гарантий ЕС и Еврокомиссии, что эта инфраструктура будет востребована.
О деталях процесса разморозки "Турецкого потока" рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. По его словам, после подтверждения намерений продолжать строительство Минэнерго вносит проект соглашения в правительство, которое подписывает его со своей стороны, а турецкое – со своей. После этого компании начинают конкретную реализацию проекта. Они смотрят, где пройдет труба в морской части, на суше и на каких условиях.
Основной момент заключается в том, чтобы компании начали вести переговоры на своем уровне. То есть чтобы "Газпром" договорился с турецкой государственной нефтегазовой компанией Botas, потому как речь идет не только о прокладке газопровода, но и о сотрудничестве в комплексе. Если "Газпром" прокладывает трубопровод, то обычно предполагаются дополнительные скидки другой стороне, отметил Юшков "Экономике сегодня".
Он подтвердил, что "скорее всего", объем газа не превысит 30,5 миллиарда кубометров, поскольку именно такая мощность подведена в район Анапы на компрессорную станцию "Русская". Для нужд Турции нужно примерно 10-15 миллиардов кубометров, то есть половина "Турецкого потока". Столько же остается для нужд Болгарии, Румынии, Греции. "Но здесь нас ждут сложные переговоры с европейцами. Они, вероятно, начнут вставлять палки в колеса, потому что еще один газопровод из Турции в Европу с азербайджанским газом уже получил все возможные преференции и статус приоритетного проекта для ЕС", – предупредил Юшков.
Как признал ведущий эксперт ФНЭБ, все проекты "Газпрома" по северному и южному направлениям ставили перед собой достижение одной стратегической цели – создать альтернативные пути доставки газа в Европу в обход Украины.
"Логика понятна: чтобы не было снова ситуации, когда нам выкручивают руки и мы можем не выполнить свои обязательства перед европейскими партнерами. Если взять недозагруженные мощности "Северного потока" и потенциал второй очереди, то этих объемов уже вполне достаточно, чтобы прекратить транзит через Украину".
Однако России необходимо "южное крыло", чтобы запитывать Турцию, Балканы, Грецию и Италию. Даже в усеченном виде с одной ниткой "Турецкий поток" снизит поставки через Украину на 10-15 миллиардов кубометров. При полном варианте в две – более чем на 30. Именно столько Украина потеряет в транзите и, соответственно, в доходах.
Для Киева неприятные последствия может иметь даже строительство одной ветки трубопровода, которая способна полностью лишить Украину 14-15 миллиардов кубометров российского газа, предназначенного турецким потребителям, считает сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он подчеркнул, что вследствие падения объемов транзита Украина будет вынуждена повысить стоимость транспортировки внутри страны, что приведет к дальнейшему росту тарифов на газ для населения и промышленных предприятий. Также нужно будет пересматривать схему работы газотранспортной системы и, возможно, придется даже выводить из эксплуатации отдельные ее участки.