Как показало исследование "Российский покупатель в новых экономических условиях" компании Nielsen, около половины россиян заметили снижение своих доходов. При этом 97% граждан жалуются на рост цен: 58% характеризуют его как значительный, а 39% – как небольшой.
Больше половины – 67% – россиян заявили, что на покупку сопоставимых продуктов у них стало уходить больше денег. Для того чтобы сэкономить, установили эксперты, 62% стали выбирать магазины с более низкими ценами, 48% стараются делать покупки по специальным акциям.
При этом роста числа тех, кто сокращает объемы покупок товаров повседневного спроса, не наблюдается: от них, как и годом ранее, готовы отказаться 42% покупателей. "Дело, скорее всего, в том, что сильнее ужиматься в потреблении уже не получается. В случае когда объем покупок FMCG (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса и продукты питания. – Прим. ред.) изменить нельзя, покупатели ожидаемо гоняются за промоакциями и подбирают более доступные магазины", – цитируют "Известия" руководителя практики "Эффективность продаж" Nielsen в России Марину Ерскову.
Под давлением неблагоприятных экономических условий россияне, тем не менее, не переходят к закупкам необходимых товаров впрок. "Тренда на совершение крупных закупок впрок в качестве меры экономии не наблюдается, так как ощутимый рост цен не позволяет покупателям увеличивать на это бюджет, заложенный на FMCG, и зачастую приобретение товаров по скидкам представляется более выгодной стратегией даже в долгосрочной перспективе", – заметила Ерскова.
Эксперты считают, что выбранный россиянами подход верен, однако для большей эффективности эту идею можно развить. "В данном случае это вынужденная мера из-за сокращения доходов и роста расходов. Что касается стратегии, большинство наших граждан сильно закредитованы, и в качестве стратегии я рекомендовал бы выход из кредитной кабалы и создание накоплений. Откладывать порядка 10–15% доходов может себе позволить практически каждая семья. Необходимо создать резервный фонд, на который можно существовать пять–шесть месяцев в случае потери дохода", – считает финансовый консультант консалтинговой группы "Личный капитал" Дмитрий Герасименко.
Тем не менее, пытаясь найти товар подешевле, необходимо проявлять бдительность: подчас экономия оказывается мнимой. "Наш человек, как и раньше, раз в неделю едет в большой супермаркет и закупается там на неделю. Для него болезненно сокращать список продуктов, поэтому в условиях ограниченной денежной суммы он очень внимательно смотрит на цену. Но цены растут не только с помощью переписывания ценников, есть более тонкие вещи, которых потребитель обычно не замечает", – заметил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
"Самый примитивный – когда уменьшается количество товара в упаковке. Например, сейчас уже редко встретишь упаковку в литр – продают 900-950 миллилитров. Пачка масла вместо привычных 200 граммов стала 180", – рассказал он. Кроме того, меняется и качественный состав продуктов: ради экономии многие производители используют более дешевое сырье.