Правительство "в основном" одобрило представленную Минфином концепцию управления госдолгом и отправило ее на доработку до 10 апреля. Доработка должна заключаться в ее конкретизации и согласовании со среднесрочной социально-экономической программой. В целом авторы концепции довольны жизнью, по их мнению объем внешнего долга, например, к 1 января 2006 года сократится на $10 млрд. Основные положения концепции: впредь акцент следует делать на внутреннем долге, а не на внешнем; от кредитов международных организаций следует постепенно отказываться; дорогие заимствования следует замещать более дешевыми и долгосрочными; при планировании заимствований и выплат по ним следует исходить из того, что профицит бюджета будет уменьшаться.
А вообще с долгами у нас все в порядке - по соотношению госдолга и ВВП мы смотримся лучше чем, например, Евросоюз, никакой угрозы дефолта или проблем с выплатами не намечается. Правда, обслуживание долга обходится довольно дорого.
Россия в ближайшие два года может привлечь на внутреннем рынке $7-8 млрд. К 2006 году объем внутреннего долга должен увеличиться до $34,4 млрд. Но от заимствований на внешнем рынке министерство не собирается отказываться. Авторы стратегии считают, что Россия сможет привлекать на внешнем рынке $5-6 млрд в год. Объем внешнего долга, по расчетам Минфина, к 1 января 2006 года сократится на $10 млрд.
Не все предложения Минфина нашли поддержку у коллег Кудрина. Главы Минобразования и Минкультуры Владимир Филиппов и Михаил Швыдкой обеспокоены перспективами лишения кредитов от международных организаций, отмечает "Время новостей". Их поддержал Герман Греф, который заметил, что менеджмент международных финансистов дотошно следит, куда идут деньги, а с бюджетными деньгами дело обстоит не так хорошо.
Касьянов счел доводы Кудрина убедительными: "Мы подошли к тому периоду, когда сами можем управлять страной. Или необходимо признаться, что единственной защитой являются займы. Надо верить в то, что мы сами можем исполнить. В противном случае мы пытаемся обезопасить расходы от самих себя" ("ВН").
Но, по мнению "Коммерсанта", премьер не считает необходимым отказываться от таких займов. Глава правительства отметил, что страны ЕС пользуются средствами Еропейского инвестиционного банка, и обходятся они дешевле бюджетных.
"Известия" обращаются к мнению финансовых аналитиков, которые сочли, что Минфин в принципе концепцию придумал правильную – действительно, сейчас государству выгоднее перекладываться во внутренний долг, хотя от внешних отказываться тоже не следует.
А вот "Ведомости" настроены по отношению к долговой концепции довольно критично – этот документ "хорош с точки зрения теории, но не учитывает особенностей российской экономики".
Особенно не нравится "Ведомостям" как раз центральный пункт этой концепции – замена внешнего долга внутренним: "Российские внутренние займы, кроме пополнения бюджета, выполняют еще две важные функции: стерилизуют денежную массу и устанавливают ценовой ориентир для прочих финансовых инструментов. Результат такой долговой политики известен: экономика лишена доступа к финансам. Банки охотнее всего дают в долг правительству, а коммерческий кредит, цена которого определяется доходностью госзаймов, для большинства предприятий запредельно дорог".
А "Газета.ru" (06.03) отмечает, что "собираясь расширять внутренний долг, правительство не спешит расплачиваться по старым обязательствам перед гражданами". Подразумеваются вклады населения до 20 июня 1991 года, которые признаются частью государственного долга. Общая сумма этой задолженности – 10,9 трлн рублей, и денег таких у правительства, разумеется, нет.
Минфин беспокоит увеличение числа исков к правительству по вопросу компенсации сбережений, так что предполагается выплаты по "сгоревшим" вкладам увеличить с предлагавшихся ранее 600 млрд до 1,35 млрд. Правда, выплачиваться эти деньги будут не 15 лет, а 30.



