Наш колумнист, клинический психолог, кандидат психологических наук Люция Сулейманова рассуждает о том, какой была бы наша жизнь без дедушки Фрейда.
Теория психоанализа, впервые предложенная Зигмундом Фрейдом, стала отдельным направлением в "душеведении". Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, фиксируя все свои наблюдения в дневниках, которые вел до конца жизни. Основные методы работы, которые до сих пор используются в психоанализе. Например, это метод свободных ассоциаций (пациент должен говорить все, что придет ему в голову). Именно так, по мнению Фрейда, психоаналитик может обеспечить себя необходимым материалом для дальнейшей работы. Также это толкование сновидений: Фрейд полагал, что "в наших снах зашифрованы все сообщения бессознательного". Кстати, свою работу "Толкование сновидений" он считал самым ценным из своих открытий. Ну и, конечно, метод интерпретации – использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.
В рамках своей теории Фрейд предложил модель структуры личности, где впервые громко прозвучало понятие "бессознательное". Он не был первооткрывателем и не претендовал на пальму первенства в делении психики на сознательное и бессознательное. Но его, в отличие от предшественников, интересовало содержание бессознательного, его наполнение. Фрейд считал, что "бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности". Основываясь на этих наблюдениях, можно понять желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят его цензуру.
Одно из основных понятий самоанализа, разработанных Фрейдом, – либидо. Именно либидо является первым и главным побудителем мотивов к любой деятельности. Фрейд приравнял его к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом "любовь": половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие. Фрейд отметал любые попытки преуменьшить значения либидо, считая, что именно оно формирует характер человека.
Именно Фрейд является автором одной из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий XX-XXI веков – психоаналитика. До него врачи и философы двигались параллельно, преследуя различные цели. Врачи пытались лечить душевные заболевания, а философы изучали душу человека. Фрейду удалось объединить эти направления. И именно он сумел доказать, что психика существует не только у психически больных людей, но и у здоровых. Психоанализ своим появлением катализировал такое количество яростных споров и восхищенных дифирамбов вокруг себя, что их энергии хватило на продвижение психотерапии вперед семимильными шагами в самых разных направлениях. А талантливые ученики Фрейда, такие как Карл Юнг и Альфред Адлер, основавшие свои школы, подарили человечеству ключи от многих потайных дверей души.
Психоанализ Фрейда послужил основой не только для врачебной деятельности. Он также по-своему был истолкован писателями, а в дальнейшем – и режиссерами. Работы Фрейда привлекли внимание практически всех выдающихся писателей ХХ века. Отношение литераторов к психоанализу может быть двусмысленным или остро полемическим. Но автор, связывая мир своих фантазий с реальным миром, стремясь к исцелению человеческих душ, сам становится психотерапевтом.
Наконец, у нас не было бы огромного количества великолепных, глубоких, комедийных и трагических фильмов и книг, которые родились, благодаря появлению психоанализа. Практически все американские фильмы, в которых затрагиваются человеческие чувства и проблемы, так или иначе связаны с открытой Фрейдом дорогой к пониманию человеческой души. Взять, к примеру, триллер "Молчание ягнят", снятый по мотивам одноименного романа Томаса Харриса, о Ганнибале Лектере. Кошмар происходящего держит зрителя в напряжении до финальных титров. Но, что особо примечательно, Лектор находится в совершенном мире с самим собой. Так или иначе, фильм заставляет нас задуматься: возможно, психологические проблемы – удел правильных, здоровых людей?
Комедии также могут быть основаны на работах психоанализа. Например, картина "Анализируй это". В главной роли уставшего мафиози зрители видят Роберта Де Ниро, который нуждается в срочной психологической помощи. Случайно подвернувшийся врач – обычный психоаналитик, которому дается несколько дней на выполнение своей работы. Как ни странно, справляется он с ней превосходно, спасая авторитету жизнь. Практически во всех фильмах, в основу которых взят портрет психоаналитика, мы видим похожий образ. "Врачеватель души" часто оторван от жизни, комичен, но в тоже время очень уязвим. Его все уважают, но статус его непонятен. Мы сопереживаем такому герою, потому что его легко обидеть.
В наши дни кино стало источником психологических образов. В этом легко убедиться, посмотрев любую экранизацию по книгам Стивена Кинга. В фильмах Тарковского, Звягинцева, Сокурова и других наших современников мы также можем проследить влияние психоанализа на киноискусство. Сегодня кинорежиссеры все чаще сотрудничают с психоаналитиками. В Лондоне, например, ежегодно проходит конференция "Кино и психоанализ", в которой принимают участие кинематографисты и психоаналитики.
Всевозможные анекдоты и шутки "по Фрейду", цитаты, используемые нами в повседневной жизни, образуют фольклор. К слову, Фрейд и сам очень любил шутить. Он коллекционировал анекдоты и с удовольствием подмечал комизм и иронию в литературных произведениях. Принято считать, что научная история изучения анекдотов началась с публикации работы Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному".
Этот человек оставил после себя великое наследие, которое прочно вошло в нашу жизнь и повлияло на разные сферы человеческой деятельности. Было бы справедливо дать его имя мощному ледоколу. Ведь если подумать, именно Фрейд взломал льды старых представлений о жизни души, открыв путь смелым теориям и экспериментам нового времени.