Михалков обратил внимание на важность дефиниций. "Когда в заголовок выносится "Михалков за узаконивание мата" – это ложь и подтасовка, – заявил он. – Конечно, у любого человека от такого заявления волосы встанут дыбом. Почему кто-то утверждает, что я за то, чтобы узаконить мат? Я всегда был, есть и буду выступать категорически против грязного бытового мата, полностью заменяющего человеческую речь, распространяющегося повсеместно и льющегося с экранов телевизоров, с экранов кинотеатров, со сцен и со страниц книг. Я против этого".
Михалков пояснил: он не согласен с "пуританской, фарисейской" точкой зрения, что "ненормативная лексика, являющаяся частью русского языка, должна быть вообще исключена". Он убежден, что бывают такие ситуации, в которых нецензурное слово оправданно с психологической точки зрения. "Используя такие выражения, автор дает зрителю, читателю, слушателю ощущение правды ситуации, – отметил кинематографист. – Ведь, согласитесь, когда солдат получает ранение, когда происходит взрыв, столкновение, катастрофа – любая ситуация, выбивающая человека из равновесия – как раз тут и возникает место для крепкого слова, и здесь это оправданно".
В середине января российские режиссеры и актеры, среди которых Никита Михалков, Федор Бондарчук, Олег Табаков, направили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой внести поправки в закон об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях. Кинематографисты считают возможным выдавать прокатные удостоверения с возрастным ограничением 18+ фильмам, художественный замысел которых предполагает употребление ненормативной лексики. Медведев поручил Минкультуры проработать этот вопрос. Государственная дума выступила категорически против каких-либо изменений.