Большинство российских исполнителей, у которых запах денег еще не перебил творческий голод, сходятся во мнении, что отечественная музыкальная индустрия если не почила в бозе, то уж точно дышит на ладан. Фронтмен "Ногу свело!" Макс Покровский в разговоре с Днями.Ру заметил: "Отечественному музыкальному рынку здесь, в России, ничего не нужно: у него сейчас идет вторая или третья волна "офигевания". Я поражаюсь, как случилось, чтобы так ничего не нужно было!" В свою очередь Наргиз полагает, что современную российскую музыку двигают "пассионарии", одиночки, а талантливые исполнители, ничем не уступающие западным музыкантам, по каким-то причинам не могут пробиться в эфир или на телевидение. Дни.Ру решили рассказать о самых ярких и необычных группах, которые всегда игнорировали лейблы, никогда не продавались продюсерам и не изменяли себе и творчеству, но, тем не менее, добились колоссальных успехов и признания коллег по музыкальному цеху.
"Последние танки в Париже", год основания: 1996. Альбомы: "Гексаген", "2084", "Свобода слова", "Порядок вещей" и другие. Группа, основанная Алексеем Никоновым и покойным ныне Эдурадом Старковым, является одним из флагманов российской инди-сцены. Название группы появилось как отсылка к фильму Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже", и этот культурный ориентир с годами не сбивается: Никонов сдабривает песни цитатами или аллюзиями на Ларошфуко, Ванейгема, Камю, Селина, Бодрийяра, и корабль ПТВП продолжает следовать по леворадикальному курсу. На первый взгляд, лирика ПТВП может показаться легкой, "сырой", но если разобраться в словах глубже, то вы поймете, поэзия Никонова – это айсберг, а сам автор является энциклопедически образованным человеком – этаким отблеском "Серебряного века".
"Барто", год образования: 2006 Альбомы: "Секс, наркотики и хорошее настроение", "Ум, совесть и честь" и другие. Группа "Барто", несмотря на "детское" название, играет совсем не детские песни. Напротив: каждая их песня, сотканная из электроники и панка, – диагноз времени, общества и власти. Ненормативная лексика соседствует с ядовитой иронией, социальный подтекст – с утонченной лирикой, которая, тем не менее, тоже имеет привкус политики. На "Барто" писали рецензии Олег Кашин и Rolling Stone, ее песни цитировал в своих книгах Минаев, а главный музыкальный критик Артемий Троицкий и вовсе стал продюсером коллектива.
"Психея", год основания: 1996. Альбомы: "Герой поколения Бархат", "Каждую секунду пространства", "Психея" и другие. Группа "Психея" образовалась в Кургане, но вскоре повторила путь ПТВП и перебралась в Петербург. "Психея" – побратимы "танков": они так же не вписываются в современные "модные" тренды, предпочитая лично задавать планку и рисовать координаты творчества. "Психея" уже добилась признания за рубежом, и иностранные панк– и индастриал-группы не раз выступали на одной сцене с курганцами. Фронтмен группы Дмитрий "Фео" Порубов ставит перед музыкантами амбициозную задачу: "Мы русская группа, но мы попытаемся стать первыми, кто заявит всему миру, что русские группы – это "огогого!.. Мы планируем выступать везде, где только можно. Мы планируем завоевать весь мир. "
"Макулатура", год основания: 2004. Альбомы: "Девять рассказов", "Oсень" Группа "Макулатура" появилась как дуэт двух кемеровских писателей – Евгения Алехина и Константина Сперанского. Но жизнь развела музыкантов по разным городам, Алехин занялся группой "Ночные грузчики", пока Сперанский не присоединился к другу. Следом добавились и другие музыканты: барабанщик, басист, гитарист, клавишник, которые перекроили лицо российского хип-хопа. Именно "Макулатура" первой стала исполнять хип-хоп не под минуса, а в сопровождении музыкантов. Как бы то ни было, увидеть "Макулатуру" по телевизору уже невозможно: как заправские легенды рок-н-ролла или панк-рока, музыканты закрыли проект за минуту до того, как слава накрыла их с головой. Но и через 10 лет о "Макулатуре" будут писать в книгах и журналах, тем более, что оба музыканта продолжают заниматься литературой.