В начале XX века футуристы предлагали сбросить с корабля современности Пушкина и всех классиков, ибо те, по утверждениям поэтов того времени, мешали кораблю бороздить просторы и плыть вперед. Сегодня, когда экономический кризис, кажется, не оставляет от этого корабля ничего, кроме дряхлого плота, именно классика помогает тем, кто хочет с надеждой смотреть в будущее. 5 февраля в Гостином Дворе фонд Чулпан Хаматовой "Подари жизнь" совместно с фондом Юрия Башмета и другими артистами и музыкантами устроили благотворительный концерт "Подари надежду", чтобы спасти тяжелобольных детей. Дни.Ру в рамках проекта "Россия Благотворительная" рассказывают о целебной силе искусства.
В этот вечер Башмет и его музыкальный коллектив открыли программу с легкой симфонии Моцарта. На двух экранах, установленных на сцене, транслировались фотографии больных детишек – в масках-респираторах, с нарушениями двигательного аппарата, с проблемами со зрением. Еще прежде, чем пройти в зал, Юрий Башмет сказал журналистам, что финансовый кризис не только не помеха мировому сообществу, но подспорье в часы раздумий, проверяющее, кто из ныне живущих способен на большее, чем гонка за властью и деньгами. "Никто не обсуждал ничего, - говорит Башмет. - По-моему, это такая тема - больные дети… Cегодня мы переживаем, все говорят, кризис, а мне кажется, что это, наоборот, эпоха душевного возрождения, проверка на человечность, верность, на то, что не деньги решают все.
Мчится Гергиев сюда. Специально позвонил Вадим Репин. Мы прервали фестиваль в Сочи. Идея участия моя и моих двух коллективов состоит именно в том, чтобы поддержать Сочинскую больницу №2. В Москве тоже проблем много, но, поверьте мне, еще сложнее в провинции. Надо как можно чаще это делать, еще очень важен пример, мы ведь занимаемся благотворительностью и без больницы в Сочи, и фонд Чулпан Хаматовой занимается очень мощно. Просто сейчас это еще одно направление, которое может стать примером для других.
Мы-то будем продолжать, но я уверен, что такие примеры нужны. Зрители понимают, что деньги идут не артистам и не тем, кто организовывает, здесь очень прозрачная схема. Тем детям, которым мы помогаем, нечасто приходится общаться с нами лично, но сейчас, видимо, это будет. Я сейчас вернусь в Сочи и наверняка в эту больницу приеду.
#{quote1}Это не только дети, между прочим. Есть и молодые люди, есть и взрослые, которые находятся... Знаете такие больницы, где доживают обреченные, - хосписы? Недавно мы выступали в такой. Это потрясающе, как люди ухаживают за больными, привозят на кроватках в зал, и они слушают это. Там не все уходят в другой мир – бывает, что возвращаются домой. На какое-то время. Это потрясающее чувство - выступать перед ними. Главное – держать себя в руках, не расслабиться, не расплакаться. А наоборот, надо вселять надежду и силы".
Задник сцены был пуст и черен, а для публики, пришедшей послушать маститых музыкантов, не были накрыты столы, как часто бывает в подобных случаях. Чулпан Хаматова вышла на сцену и объявила о том, что вместо шикарных декораций было решено потратить деньги на лечение больных. Она тоже сказала несколько слов до того, как приступить к действию: "Сегодня вечером состоится благотворительный концерт с участием мировых звезд музыки, артистов и балерины. Половина всех средств, которые будут собраны за счет продажи билетов, пойдет в фонд "Подари жизнь", который помогает детям, страдающим онко-гематологическими заболеваниями, и половина – в Фонд Юрия Башмета, который помогает Дому ребенка №2 в городе Сочи. Все артисты выступают бесплатно.
Принцип был один: мы собирали всех друзей. И так как у нас эта площадка появилась достаточно поздно, мы подбирали всех, кто свободен, и всех, кто хочет с нами. Например, Ульяна Лопаткина уже давно говорила, что с удовольствием будет участвовать в наших акциях, и как только я ей позвонила, она с радостью сказала: "Да". Костя Хабенский – то же самое".
Ульяна Лопаткина исполнила знаменитый танец умирающего лебедя из "Лебединого озера" Петра Ильича Чайковского, а также предстала пред зрителями в одеждах кабальеро. Прима-балерина Мариинского театра была поистине удивлена вопросом о том, почему приняла участие в концерте: "А вы бы приняли участие в благотворительности? Я принимаю, потому что считаю, что это нужно делать. Это не в первый раз. Масштабы предыдущих концертов, в которых я участвовала, не помню, но в любом случае благотворительность – это большое, хорошее дело. Как вы думаете, насколько нужно больным детям вылечиться? Конечно, нужно.
Хотелось бы, что благотворительность была нормой жизни. Сколько сил у меня получается отдавать, столько я отдаю. Хотелось бы больше, конечно, и сил, и средств, и времени, и возможности, и проектов. Я считаю, на благотворительность влияет отсутствие желания, а не кризис. Каждый участвует в благотворительности по мере его возможности, даже если это возможность абсолютно минимальная и кому-то кажется, что ее нет. Необязательно деньгами помогать, есть другие способы быть в благотворительности.
Разница между обычным и благотворительным концертом лично для меня – это эмоциональный подъем большой. Смысл появляется более серьезный в жизни. Ощущение того, что то, что ты делаешь, ты должен в жизни вообще. Не просто делаешь свое дело, не просто радуешь людей, не просто творческий процесс, это что-то более важное, более серьезное. Ощутимо настоящее".
Маэстро Мариинского театра Валерий Гергиев сменил Башмета в дирижировании оркестром, и уже два великих музыканта стояли на одной сцене. Еще одним блестящим подарком этого вечера стало появление Константина Хабенского. Артист, и сам недавно в длительной борьбе с болезнью потерявший жену, прочел отрывок из "Калигулы" Альбера Камю. Диалог Гая и Горацио о потере и обретении Константин читал со слезами на глазах.
Завершился вечер опусом 115 адажио Працца, сопровождаемым избранными отрывками из произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Чулпан Хаматова словами французского классика рассказывала о том, как уходил на другую планету Маленький Принц.
Информационными партнерами социально-дискуссионного проекта "Россия Благотворительная" являются: интернет-телеканал Russia.ru, Агентство медицинской информации АМИ-ТАСС и Агентство социальной информации АСИ.