Маэстро Юрий Башмет и Валерий Гергиев в честь мира между Осетией и Грузией собираются устроить серию концертов. О том, кто еще примет участие в концерте и о многом другом, рассказал
Дням.Ру сам великий альтист Юрий Абрамович Башмет.
Интернационал
На благотворительном концерте в Гостином дворе Юрий Башмет упомянул, что вскоре он и Валерий Гергиев совместно с осетинскими спортсменами и музыкантами всего мира организует концертную деятельность в поддержку жертв грузино-осетинской войны.
Дни.Ру попросили Юрия Абрамовича подробнее рассказать о том, что они собираются делать вместе: " Я смотрел концерт Гергиева, который он провел в Осетии, в Италии, и он произвел на меня сильное впечатление. Тут же мне позвонил кто-то из московской прессы, и я сказал, что следующий такой концерт тоже сделаю там. Смысл в том, чтобы увести это из национальной акции в интернациональную. Потому что понятно, что Валерий Абисалович – крупнейшая фигура в музыкальном мире, он первый этот шаг сделал, но при этом он сам осетин.
А если говорить вообще о терроре, борьбе с терроризмом, о войнах и обо всех этих безобразиях,
нужно, чтобы не только осетины выступали в поддержку осетин. А в идеале
чтобы и грузины выступали в поддержку осетин. И Израиль может, и Франция, и кто угодно. Потому что это общая беда. У меня даже была идея там исполнить "Стикс" Канчели. Я уже практически нашел дату, но к этой идее присоединились мои друзья-спортсмены, борцы. Тренер российской команды Джамбулат со своими тремя чемпионами Олимпийских игр, своими учениками узнал об этом, и они пришли ко мне год назад вместе и сказали, что тоже возьмут свою команду. А Валера тоже с ним дружит, и он говорит: "Давайте вместе тогда второй раз такую акцию устроим".
Сейчас, по словам Юрия Абрамовича, дело приостановилось из-за нехватки времени, но маэстро добавил, что совместное выступление спортсменов и музыкантов обязательно случится: "Можно, отталкиваясь от этой ситуации,
сделать такой марафон в горячих точках. В любом случае, где бы я ни играл,
я соприкасаюсь с нормальными грузинами, потому что проблемы же нет с ними.
Проблема есть только с правительством".
Где бы я не играл, я соприкасаюсь с нормальными грузинами, потому что проблемы же нет с ними. Проблема же есть только с правительством
Элитный музыкант
Так случилось, что первый свой большой концерт в Московской консерватории Юрий Башмет отыграл уже после того, как прославился за рубежом.
Дни.Ру попытались узнать, в чем причина такого явления – в привычном ли для постсоветского пространства благоговении перед иностранцами или в консервативности русских концертмейстеров в классической музыке.
Вот что сказал на это сам Юрий Абрамович: "В XIX веке модна была переписка, эпистолярный жанр, большие абзацы по-французски. Понятно, все должны были знать французский. Это тогда был шик. И лучше, чем по-французски, не скажешь. И только Пушкин однажды осмелился и сказал: "Какой-то жалкий французишка тут". Потому что было
благоговение перед иностранцами: мол, вот его там признали, тогда и мы будем. Но это не чисто российское качество, это везде есть в большей или меньшей степени.
Раньше давали несколько дней специальных для выезда на гастроли – для тех, кого приглашали за границу. Мол, выбирай, ты едешь в Париж или едешь в Болгарию. Потом
разрешалось 60 дней гастролировать за рубежом, остальное время ты должен был отработать на родине. Мне удалось вынырнуть из этого плана, и это было гораздо труднее, чем войти. Я говорю: давайте сделаем в виде эксперимента индивидуальный план. Было так: там, где меня хотят видеть, я сообщаю в филармонию, и филармония это фиксирует, и я вроде бы как от филармонии еду - там меня ждут, там точно есть концерт.
Таким образом
я стал сразу элитным. Единственный, кто это делал еще, - Гитон Крэмер. А, например, Наташа Бутман так и ездила по-другому. И нам разрешили 90 дней выезжать за границу в виде исключения, а тех, кого очень хотят, было трое – Гитон, Вова Спиваков, и я – нам тихо разрешили 120 дней, так, чтобы мы никому не рассказывали. Остальным это не нужно было, потому что они и так свои 60 дней не добирали. И они тогда и ездили по России, а я нет. Так что у меня уникальная судьба.
О,фортуна
Уникальным было и само восхождение Юрия Абрамовича на олимп – в то время, когда он начинал, альт был не в почете, а вернее, никто из музыкантов не делал альт солирующим инструментом. Как сказал журналистам сам Башмет, даже в консерваторию по классу альта шли странные люди, своего рода несостоявшиеся скрипачи. Но слава великого альтиста пришла к нему совершенно случайно:
"Какой-то человек, фанат музыки, услышал меня на форуме молодых музыкантов в Венгрии, и
я получил приглашение в "Ла Скала". А в "Ла Скала" никогда не играл альтист сольный концерт. Чезаре был много лет артистическим директором в "Ла Скала". А у них был сезон, когда надо было заполнять чем-нибудь, кроме оперы. Таким образом получился эпохальный концерт. А для Италии что такое, когда человек сыграл в "Ла Скала"?
Для меня Италия сразу развернулась вся. А есть Италия немножко немецкая, швейцарская, больше французская. Соответственно, радио- и телеканалы не реагируют на границу, поэтому если ты сыграл на севере Италии, то мгновенно попал в Швейцарию уже. И так далее. Дальше Дания, Голландия, Скандинавия.
Таким образом это все разрасталась. А в Москве я ходил и говорил: "Дайте мне зал, дайте мне зал в Москве, я уже сыграл там-то исторический концерт, лучшие залы обошел". Только в "Карнеги-Холл" тогда не играл еще (я ее тогда пробил через Лондон, это мостик из Европы в Америку). И был ответ:
нас не поймут другие артисты. Я же не говорил, "посадите в тюрьму всех артистов", я всего лишь просил дать мне сыграть в Большом зале Консерватории. Нет, отвечают, у нас этого не было. Такая вот была Александра Федоровна из концертного отдела Филармонии. Года полтора-два я с ней работал, мы родными людьми стали – она объелась уже конфет западных, кофточки стала красивые носить.
Детское восприятие
Самое страшное, по словам Башмета, было впервые выйти на сцену Большого зала Консерватории: "В Малом всегда были полные залы, а Большой – это другая публика, более попсовая, ее много. И я, помню, вышел и боюсь посмотреть на балконы – партер, понятно, всегда полон, но балконы… Посмотрел – все сидят. И все хорошо отыграл. Вот так получилось, что брешь эту пробили".
Классическая музыка – искусство элитарное, но не всем понятное, и, однако же, как рассказал
Дням.Ру Юрий Абрамович, необходимо с детства прививать вкус – хоть поначалу малыши будут реагировать лишь на внешние признаки – поведение музыкантов, убранство зала.
"Теперь, раз есть аплодисменты, раз есть к артисту восторженное отношение, родители, которые привели детей, могут быть уверены: детей не может не увлечь успех и слава музыкантов. Так в детстве я ходил на концерт Когана и Рихтера, и очень мне понравилось. Уже потом я сам рассказывал, как они брали бас – удар, педаль, рука сбрасывается. Я почему-то это запомнил, сидел в первом ряду. И они тогда удивлялись, ну надо же. Но это вот детские воспоминания, - такой ажиотаж. И
мне мама тогда сказала: "Вот будешь заниматься музыкой, тогда тебя возьмут в хороший оркестр!" Как видите, взяли".