Как вы пришли в информационный бизнес?
Я учился в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
А предпринимательством был увлечён, можно сказать, с детства. Первый коммерческий опыт получил в школе, закупая рыбу на рыбной базе и продавая ее дороже на рынке.
Я постоянно искал возможность заработать. В 1998 году у меня появился первый компьютер. Тогда же примерно у нас появился интернет. Помню, всё свободное время я искал способы заработка в Сети. Начинал с партнёрских программ: были компании, которые платили пользователям за действия – за просмотр рекламы по всплывающей ссылке, например. Каждый час можно было получать за просмотр рекламы какие-то деньги. Мы с друзьями придумали использовать специальную программу, которая имитировала действия пользователя. И нам не приходилось всё время сидеть за компьютером – рекламу смотрела за нас программа.
…
Как-то друг предложил мне заняться аффилейт-маркетингом. Что это собой представляло? Делаешь сайт по какой-то тематике, размещаешь на нём ссылки на продукт, который продаёт та или иная компания – тот самый аффилейт-маркетинг (то есть партнёрский маркетинг), пользователь открывает эти ссылки. А потом тебе отчисляют процент от покупки, которую он совершил у этой компании.
Мы создали с другом один сайт, второй… Потом я уже самостоятельно начал разрабатывать сайты. Понял, что можно масштабироваться на создании таких сайтов и размещения на них рекламы.
Получается, интернет принес вам хорошие деньги?
Поначалу это были «копейки». Но постепенно денег становилось больше. Параллельно я ещё работал по найму. Это было в 2008 году. Где-то через год я вышел на хороший доход от своей работы по сайтостроительству и продаже рекламы в интернете. И с работы по найму уволился. Сконцентрировался на аффилейт-маркетинге. Сначала всё делал сам. Потом под конкретные задачи стал нанимать сотрудников на аутсорс. Потом набрал сотрудников уже на фултайм.
Вы стали таким профессионалом по созданию новых нишевых сайтов, экспертом в аффилейт-маркетинге, что любая отрасль для вас стала легкой для понимания, реальной для погружения и суперуспешной в создании тематического портала. А почему вы решили заняться криптовалютой?
Я уже тогда понимал, что за рынком криптовалюты – будущее. Сформировалась команда. Мы развивались, масштабировались. Потом у меня появился партнёр, который работал в крупной иностранной компании. Мы с ним сделали ряд инвестиций в покупку красивых доменных имён – чтобы делать не просто сайт, а сайт с красивым и запоминающимся доменным именем. И начали развиваться в криптовалютном направлении.
Десять лет до этого у вас был большой и успешный опыт в построении информационно-медийных проектов других тематик. И они занимали лидирующие позиции в своих нишах с точки зрения SEO…
Да, это у нас были различные тематические сайты: про трейдинг, фондовую биржу, трейдингу на биржах форекс-направления. Было и финансовое направление – кредиты, банковские карты, банки. И реализованных кейсов-лидеров тематик, которые приносили деньги, было немало.
А как вам удалось буквально за два года создать самый популярный в России медиа-проект про криптовалюту. С чего все начиналось?
Когда в 2017 году появилась возможность перекупить у одного моего знакомого домен с именем Crypto.ru, мы это сделали. В конце 2018 года мы купили домен. Оформили покупку в конце лета 2019 года. В 2020-м дорабатывали проект. А запустили его в середине лета 2021 года. Получается, что за полтора года мы вывели проект в лидеры в своей тематике в российском сегменте интернета. Мы делали его на свои деньги, никаких инвестиций не привлекали, считали каждую копейку.
Вы за 1.5 года сформировали команду профессионалов, которая вывела проект в лидеры в русском сегменте. Очевидно, что вы внедряли технологию, которую разработали сами, исходя из своего богатого опыта. А что было самым сложным на этапе реализации портала?
Действительно, в основе построения сайта Crypto.ru лежит технология построения команды, которая этот ресурс делает. Визуально платформа выглядит как самая обыкновенная. А на самом деле там работает команда из сорока человек – действует по определённым алгоритмам, по цепочке, как конвейер. Там тысячи страниц, тысячи текстов! И всё это нам надо было выстроить в систему команд. Можно сказать, что наша инновация – технология построения команды информационного проекта. А самым сложным было выбрать из сотен претендентов примерно двадцать лучших. И всё это – в удалённом формате.
Рынок криптовалюты – один из самых молодых и активно развивающихся. И велик риск нарваться на мошенников. Вы помогаете пользователям не потерять свои деньги?
Да, несомненно. Информируем их, обучаем, консультируем, помогаем совершать правильный выбор. Мы видим все проблемы пользователей, которые интересуются темой криптовалюты. Рынок криптовалюты – сложный, в нём очень много подводных камней. Нужно многое понимать: от значения слова «блокчейн» до тонкостей проведения транзакций и использования смарт-контрактов. Выбор кошелька для хранения криптовалюты, биржи – в этом тоже нужно разбираться. Миссия нашего проекта – помогать пользователям. Занимая позицию арбитра, мы стараемся соблюдать интересы и профессиональных участников рынка, и начинающих.
Знаю, что у вас есть база отзывов на работу бирж криптовалюты. Чем она может быть полезна?
Представители бирж регулярно её изучают, и все проблемы стараются уладить оперативно. Можно сказать, наш проект помогает людям избежать финансовых ошибок, сохранить свои деньги и не попасться в сети мошенников, которых на рынке криптовалюты сегодня огромное количество.
Судя по трафику, ваш сайт в месяц посещают около 600-500 тысяч уникальных пользователей. Сегодня это самый крупный проект о криптовалюте, ориентированный на русскоязычный сегмент интернета. В чем ваше преимущество перед другими медиа?
Изначально наше преимущество было в технологии построения сайтов. Потом все свои силы, всю душу мы вложили в масштабный проект про криптовалюту. Для него мы собрали максимально полную базу бирж в русскоязычном сегменте. Базу монет собрали – все описания, характеристики. Базу кошельков. Предоставили пользователям возможность оставить отзыв самому и посмотреть отзывы других пользователей – о работе криптовалютных бирж, о перспективах монет…
Все базы вашего проекта постоянно дополняются. Я знаю, что у вас есть форум, в котором пользователи могут обмениваться мнениями о тех или иных брендах на рынке криптовалюты, задавать вопросы и получать на них ответы от других пользователей.
Да, и не только! У нас есть партнёры – адвокаты, они – одни из лучших в России специалистов по криптовалютному праву. Свои вопросы пользователи могут задавать и им.
На чем зарабатывает проект?
Сайт зарабатывает на баннерной рекламе, на аффилейт-маркетинге. Это когда пользователь ресурса читает у нас обзор какого-то бренда, переходит по ссылке на сайт этого бренда, а мы получаем за это или часть прибыли бренда, или фиксированную оплату за это действие пользователя. В процентом соотношении заработок от этих источников составляет 60 и 40 – в пользу доходов от аффилейт-маркетинга. Но в будущем пропорции могут поменяться.
Насколько мне известно, проект также завоевал признание профессионального сообщества. Вы являетесь членом РАКИБ, регулярно принимаете участие в качестве члена жюри в криптоконкурсах (например, в прошедшем недавно конкурсе Cryptoexperts). Подскажите, что дает вам взаимодействие с сообществом?
Прежде всего, мы все вместе делаем одно важное дело – информируем, просвещаем, защищаем рынок от недобросовестных игроков. Один в поле не воин – в бурном море криптобизнеса это особенно важно.
Какие личные качества помогают вам в работе?
Это, наверное, скрупулёзность и в какой-то степени нездоровый перфекционизм. Когда мы только начинали работу над сайтом, я поставил цель: чтобы слово «криптовалюта» у каждого пользователя ассоциировалась с нашим ресурсом, чтобы он стал для них центром входа в мир криптовалюты, центром информации о криптовалюте.
Вы успешный медиа-менеджер, бизнесмен. В чём секрет вашего успеха?
Успеху проекта способствует сама наша команда, которую я собрал. Здесь самое важное – люди. Потом уже можно говорить о заслуге технологий. Стратегические компетенции в нашей компании – это сбор команды и технологии, по которым мы работаем. А стратегический маркетинг у нас – в области SEO-трафика максимальной концентрации. Таким образом, первый главный критерий нашего успеха – команда, второй – технологии, третий – правильно поставленная цель.
Вы семейный человек?
Я женат. У меня двое детей: первому восемь лет, второму – четыре года.