Экипаж самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского, разбившийся 10 апреля 2010 года, принимал неправильные и не соответствующие ситуации решения, заявил глава технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов. По его словам, именно поэтому экипаж не смог их реализовать.
МАК опроверг заявления польской комиссии, что высокопоставленные пассажиры, в частности главнокомандующий ВВС Анджей Бласик, не оказывали давление на экипаж польского борта №1. На самом деле главком не только появился в кабине пилотов, но и осуществлял контролирующее пилотирование. "Все это однозначно, по заключению летных специалистов, может и должно рассматриваться как психологическое давление на экипаж", – считает Морозов.
Совместная российско-польская группа авиационных психологов также пришла к выводу, что безучастность главкома ВВС к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения командира воздушного судна о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами.
По словам главы комиссии МАК, экипаж принял решение садиться в Смоленске и поэтому не ушел на второй круг. В польском итоговом докладе по катастрофе говорится, что одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. "Это подтверждается резкими движениями штурвала, предпринятыми командиром воздушного судна в последний момент, которые могут иметь только одно объяснение - именно в этот момент он смог увидеть препятствие, определить визуально высоту полета и оценить всю критичность ситуации", – приводит РИА Новости слова Морозова.
Непосредственной причиной для катастрофы, по мнению технической комиссии МАК, явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократно и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск – Северный" значительно хуже установленного для этого аэродрома минимума.
При этом недостатки аэродрома не повлияли на основную причину катастрофы самолета с польским президентом на борту, отметил Морозов. Кроме того, диспетчеры аэродрома не должны были предупреждать пилотов польского Ту-154 о том, что те превысили глиссаду, поскольку их самолет не вышел за зону допустимых отклонений.
Межгосударственный авиационный комитет также заявил о конфликте интересов членов польской комиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154, в которой погиб президент Польши Лехъ Качиньский. Часть экспертов совмещала работу в технической и следственной комиссиях, что недопустимо для независимого расследования. "Могу сказать, что из 24 экспертов, которые были здесь в комиссии господина Эдмунда Клиха, 11 участвовали в комиссии, возглавляемой господином Миллером (главой МВД Ежи Миллером)", – сказал зампредседателя технической комиссии МАК Георгий Ячменев.
Клих возглавлял государственную комиссию Польши по расследованию авиационных происшествий, а Миллер - правительственную комиссию. "По достоверной абсолютно информации, часть экспертов, которые принимали участие в работе как нашей комиссии, так и господина Милллера, они еще одновременно работали в комиссии польской прокуратуры, которая проводит уголовное расследование, что вообще недопустимо с точки зрения независимости технического расследовения", – заверил, в свою очередь, глава технической комиссии Алексей Морозов.