Вице-премьер Виктор Христенко вчера заявил, что экспортный график на I квартал не будет изменен и составит 43 млн т, пишут "Ведомости". "В настоящее время технологические возможности нефтепроводной системы практически исчерпаны", - сказал Христенко. По его словам, решение об увеличении поставок нефти на мировые рынки будет принято не ранее II квартала 2002 г. "Россия намерена развивать систему трубопроводов, в частности, за счет ввода в эксплуатацию второй очереди БТС и реконструкции отдельных участков трубопроводов", - пояснил вице-премьер.
"Время новостей" отмечает, что решение комиссии по доступу к экспортным нефтепроводам было принято вопреки обращению нефтяников к Михаилу Касьянову, в котором они возражали против увеличения транзита казахстанской нефти и исключения латвийского порта Вентспилса из экспортного графика. Нефтяникам разъяснили, что казахстанская нефть идет по российским трубопроводам в рамках межправительственного соглашения, и ничего здесь меняться не будет. А если позволить загрузить экспортной нефтью Вентспилс, то ее не хватит для российского Приморского порта – мощность существующей трубы не позволяет использовать оба порта. Вкладывать же деньги в расширение возможностей трубопровода, проходящего по территории Латвии "Транснефть" не считает необходимым, учитывая вложения в развитие Балтийской трубопроводной системы.
Можно отметить, что в прошлом году нефтяники уже жаловались на деятельность Христенко, препятствующего экспорту нефти. Дело дошло до обсуждения возможности передачи кураторства над экспортом в Минэнерго, однако Христенко тогда отбился. Жесткая позиция вице-премьера дает основания предположить, что атака нефтяников на комиссию по доступу к экспортным трубопроводам будет продолжена. Впрочем, сомнительно, что тут их ожидает серьезный успех. Недавнее заявление Касьянова о том, что частных нефтепроводов в России не будет свидетельствует, что выпускать из под контроля главный экспортный товар государство не намерено. Так что придется нефтяникам брать что дает "Транснефть" и не мечтать о каких-то там альтернативных маршрутах.