В самом ближайшем времени рекламная индустрия Европы вслед за такими серьезными группами рекламодателей как производители алкогольной и табачной продукции может лишиться и фармацевтов. Европейские чиновники собираются приравнять лекарственные препараты к алкогольным напиткам и сигаретам. Конечно, некоторое сходство между этими группами рекламируемых товаров действительно есть. Реклама должна стимулировать потребление, а чрезмерное потребление и алкоголя, и лекарств может оказать только негативное воздействие на здоровье человека. И, поскольку с табачным дымом в рекламе европейские чиновники покончили, вполне логичен их интерес к новым областям — в данном случае, лекарственным.
На днях, передает "Медицинский вестник", министры здравоохранения стран ЕС достигли предварительного соглашения по проблеме рекламы лекарственных препаратов в средствах массовой информации, обсуждаемой различными инстанциями на протяжении последних нескольких лет.
Если это соглашение ляжет в основу соответствующего законопроекта, фармацевтические компании лишатся возможности рекламировать свою продукцию в любых неспециальных изданиях, а также в других видах СМИ.
Причиной обсуждения проблемы рекламы лекарственных препаратов стали данные, собранные ассоциациями потребителей ряда стран. Согласно этим данным, интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он заменяется на рекламируемый) и схемы его применения (пациенты начинают ориентироваться не на назначения врача, а на информацию из инструкций производителя).
Так, например, в США в период с 1993 по 1998 годы объем продаж на фармацевтическом рынке вырос на 84 процента, причем более 25% пришлось на 10 наиболее интенсивно рекламируемых препаратов, которые стали употребляться вместо более дешевых, но более эффективных средств. Кроме того, ассоциации потребителей выразили недовольство ограниченностью рекламной информации о лекарственных препаратах, мешающей пациентам выбирать между близкими по характеристикам продуктами различных производителей.
Предварительный вариант законопроекта по рекламе лекарственных препаратов будет рассмотрен на следующем заседании Европарламента.