Грядущие выборы в Госдуму обещают всплеск спроса на услуги политтехнологов, и в профессиональной среде ведется активная дискуссия по поводу стоимости избирательных кампаний. Большинство экспертов сошлись во мнении, что цена этого вопроса составит от 50 до 150 миллионов рублей для каждого кандидата. Однако такие расчеты вызвали вопросы у их коллег, которые справедливо указали на очевидное завышение.
"Предлагаемые подходы, точнее один превалирующий – количество долларов на одного избирателя, – следует, на наш взгляд, считать весьма поверхностным, не учитывающим реалии, а потому устаревшим, существующим во многом по инерции", – отмечает политконсультант и директор АНО "НИЦ Особое мнение" Екатерина Курбангалеева. В своем докладе на тему стоимости избирательных кампаний она подробно разбирает основные ошибки, которые делают политологи в своих расчетах.
В частности, нынешние популярные оценки не учитывают снижение политической конкуренции – от кандидата ныне требуют не иметь зарубежных счетов, лично участвовать в кампании и многое другое. Это сокращает число участников на число состоятельных бизнесменов, которые из-за подобных ограничений утратили интерес к избирательным кампаниям, указывает Курбангалеева.
Отсюда во многом вытекает падение платежеспособности кандидатов и их спонсоров, что усугубляется общей тяжелой экономической ситуацией. Наконец, фиксация стоимости голоса к валютному курсу после сильнейшей девальвации рубля представляется некорректной. Заявленные 10 долларов на избирателя четыре года назад и сейчас – это две большие разницы в рублях, тогда как траты на кампанию ведутся в основном в национальной валюте. Это и зарплата агитаторам и распространителям листовок, и оплата типографий. Все эти расходы или не выросли, или подорожали незначительно – по крайней мере, не в разы, как стоимость доллара.
"В отношении другой крупной статьи расходов – СМИ и политической рекламы – ситуация также не сильно изменится. Рынок региональной рекламы серьезно сократился, СМИ перебиваются с хлеба на воду, муниципальные СМИ никогда не барствовали", – отмечает директор АНО "НИЦ Особое мнение".
С тезисом коллеги о том, что расчеты стоимости избирательных кампаний исходят из максимума стоимости и завышены, согласен и профессор Высшей школы экономики (ВШЭ), политконсультант Олег Матвейчев. В своем блоге он указывает, что в каждом округе цена будет разная, и нет смысла озвучивать некую "среднюю температуру по больнице". Так, окончательная стоимость успешной кампании будет зависеть от размера округа, национальной специфики и конкурентности выборов.
Кроме того, ранее существовала старая методика расчета потенциальной стоимости выборов независимо от специфики округа и ситуации – 2 доллара на избирателя. "Сейчас доллар подорожал в 2 раза, а страна живет в рублях", – отмечает он.
Матвейчев посчитал примерную стоимость кампании исходя из обязательных расходов – аренды штабов и приемных, содержания штата юристов, агитационных материалов, спецмероприятий и непредвиденных расходов. По его расчетам, кампании дороже 50 миллионов рублей будут скорее исключением, чем правилом.
"Менее 25 миллионов рублей будут тратить кандидаты, чья задача не победа, а участие. Или те, кто будет широко использовать ресурс партии. Это, в первую очередь, парламентская четверка или партии с государственным финансированием ("Яблоко"). От 30 до 50 миллионов – те, кто всерьез претендует на победу (и большинство из них эту победу получит). И наконец, в особенных округах, где сойдутся непримиримые и сильные политики, траты будут выше, но таких округов будет максимум 20-30%", – предположил он.