Непростые внешнеполитические обстоятельства поставили перед Россией задачу как можно быстрее и эффективнее реализовать импортозамещение в ключевых для страны областях. Одной из них является оборонно-промышленный комплекс. Эта сфера традиционно задействовала именно внутренние предприятия, но в некоторых областях – например, в двигателестроении – сохранилась некоторая зависимость от внешних поставщиков.
"Проанализировав ситуацию, переговорив с конструкторами, мы нашли одно интереснейшее решение. Оно связано с тем, что можно выделить эту проблему как единую приоритетную цель не в привязке к созданию образцов авиационной техники, поскольку создание двигателя требует большего времени (от трех до пяти лет), чем разработка самого самолета. Нам надо создавать такой опережающий, с нашей точки зрения, задел", – цитирует Рогозина РИА Новости.
Он отметил, что Россия имела серьезное преимущество в этой области, но с течением времени оно было утрачено. Сейчас в стране используются около 30 двигателей, который были разработаны в 70-е и 80-е годы, а в серию пошли в 90-е. Сроки создания новых моделей превышают время разработки новых самолетов, в связи с чем вице-премьер предложил изменить подход, объединив эти две темы.
Кроме того, Рогозин попросил выделить подпрограмму, совместив технологии корабельного и авиационного двигателестроения. "Мы ее сделаем уже к декабрю этого года. Таким образом, мы могли бы с опережением развивать эту семейственность двигателей, что сократит нам время на их разработку, усилит кадровый потенциал и, конечно, даст возможность нормально экономить деньги, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке – от девяти до 35 тонн. То есть мы таким образом перекроем все наши проблемы", – отметил он. Президент поддержал идею реструктуризации расходов государственной программы.
Вице-премьер отметил и успехи в импортозамещении. Практически все двигатели для самолетов, кроме "антоновской" серии (Ан-12, 24, 26 и Ан-124), производятся внутри страны. С вертолетами ситуация несколько сложнее – отечественные двигатели ВК-2500 покрывают потребности государства по военной техники, а вот в гражданских версиях сохраняется зависимость от Украины, Франции, Канады и США.
Работа по исправлению ситуации, безусловно, будет начата. В перспективе Россия сможет также заменить на отечественные двигатели нового самолета Sukhoi Superjet 100, дальнемагистрального пассажирского МС-21, вертолета Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета.