Атака на российский Су-24 на границе с Турцией стала, пожалуй, крупнейшей геополитической ошибкой президента Реджепа Тайипа Эрдогана за все 12 лет его правления. Всего одной ракетой Анкара расписалась в дружбе с "Исламским государством", перечеркнула целое десятилетие обоюдной кропотливой работы по выстраиванию партнерства с Москвой и поставила под угрозу многомиллиардные контракты с Россией.
После удара в спину со стороны Турции Россия, очевидно, радикально пересмотрит отношения с ней. Первые неотложные дипломатические меры уже предприняты: президент Владимир Путин прямо обвинил турков в пособничестве терроризму, глава МИДа Сергей Лавров отменил запланированный визит к турецкому коллеге, а Минобороны разорвало все контакты с этой страной по военной линии. Следующим же этапом станет сворачивание экономических связей, о чем уже заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. "Подорваны долгие добрососедские отношения между Россией и Турцией, – отметил он. – Этот ущерб будет трудно восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда важных совместных проектов и потеря турецкими компаниями своих позиций на российском рынке".
Ошибка ценой в миллиарды долларов Россия является вторым по величине торговым партнером Турции. В течение последних трех лет торговый оборот между странами уверенно превышал 30 миллиардов долларов. Турки закупают у нас в больших количествах нефть, газ и металлы, а Россия взамен импортирует фрукты, овощи, автомобили, одежду, оборудование и бытовую технику. При этом на пляжах Антальи ежегодно высаживается десант из миллионов российских туристов, из-за чего Турция получила шутливое прозвище "всероссийская здравница". После инцидента с Су-24 о прежних планах нарастить торговый оборот между странами до 100 миллиардов долларов в год можно забыть. Первой жертвой стал туризм: в тот же день, как российский бомбардировщик упал в Сирии, МИД России рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию. В свою очередь Ростуризм предложил фирмам прекратить продажу туров в эту страну. Ряд операторов (например, Tez Tour, "Библио Глобус", "Натали Турс" и "Пегас Туристик") уже приостановил продажу путевок в Турцию, а около 20% россиян, которые планировали посетить страну в ближайшее время, самостоятельно сдали билеты. Источники в аэропортах Антальи сообщили, что российские самолеты прилетают пустыми – только для того, чтобы забрать туристов.
Отметим, что Россия – второй по величине экспортер отдыхающих в Турцию после Германии. В прошлом году эту страну посетили 4,48 миллиона россиян (12% от всего турпотока). Если в следующем сезоне запрет сохранится и они останутся дома (или поедут в другие страны), Турция потеряет несколько миллиардов долларов. Второй крупной жертвой в сложившемся геополитическом контексте выглядит газовое сотрудничество. Эксперты отмечают, что Россия едва ли сможет совсем отказаться от поставок газа бывшим стратегическим партнерам (хотя ход был бы эффектный: Анкаре нечем замещать российское топливо, несмотря на попытки отрицать это). Однако последние события запросто могут похоронить "Турецкий поток" – амбициозный проект газопровода, который должен был превратить эту страну в крупный газовый хаб на пути российского газа в Европу. Помимо прямых экономических потерь в виде платы за транзит, в этом случае придется забыть и о скидке на голубое топливо, которая позволяла бы Турции экономить миллиард долларов ежегодно. Под вопросом может оказаться и сотрудничество в других отраслях. К примеру, едва ли турецкие строительные фирмы, которые сегодня активно действуют на российском рынке, после охлаждения отношений будут чувствовать себя так же вольготно, как прежде. Не исключено, что и турецких товаров на российских полках поубавится, а ряд проектов и совместных предприятий просто не будет запущен.
"ИГ*" оказалось дороже дружбы с Россией Турецкая ракета, сбившая 24 ноября российский бомбардировщик, во многом расставила точки над i в большой геополитической игре, которая идет на территории Сирии. Анкара, которая одной рукой подыгрывала боевикам, а другой изображала борьбу с терроризмом, наконец сбросила маску, явив миру свое истинное лицо. Теперь очевидно, что Турция – на стороне "Исламского государства*" и вовсе не заинтересована в прекращении его существования по ту сторону сирийской границы. Атака на российский Су-24 вовсе не случайна, и в Анкаре даже не пытаются этого скрывать. Сомнительные аргументы (мол, уничтожавший боевиков российский военный самолет представлял угрозу Турции, залетев на ее территорию на несколько секунд) не выдерживают никакой критики. А значит, причина в другом, и она опять же лежит в сфере экономики и геополитики. Не секрет, что Турция прикармливала боевиков у своей границы давно и не просто так. Турки не первый год воюют в этом районе с курдами и заинтересованы в том, чтобы связать давних недругов войной с "Исламским государством". Есть и просто корыстные интересы: значительная часть нефти с месторождений под контролем боевиков отправляется именно в Турцию, а выгода от этих сверхдешевых поставок для Анкары огромна. Неслучайно атака на российский бомбардировщик произошла вскоре после того, как на саммите G20 (который по иронии судьбы состоялся в Анталье) Москва объявила приоритетной задачей бомбардировку нефтедобывающей инфраструктуры "ИГ".
Ходят слухи, что основную выгоду от контрабанды сирийской нефти в Турцию получает семья Эрдогана, который недавно провел весьма дорогостоящую избирательную кампанию. Удержавшись у власти, теперь он фактически оправдывает доверие новых спонсоров, защищая их бизнес-интересы в Сирии. Видимо, там заложены такие сверхприбыли, что ради их сохранения президент Турции готов не только перечеркнуть все проекты и связи с Москвой, но и поставить мир на грань третьей мировой войны, сталкивая лбами Россию и НАТО.
Турецкий гамбит Турецкий гамбит, который разыгрывает Эрдоган, имеет геополитическую подоплеку. Жертвуя отношениями с Россией, он спасает свои финансовые интересы с "ИГ" за счет срыва коалиции между Москвой и Западом, которая грозила похоронить террористов. При этом турецкому президенту удалось втянуть в эту некрасивую историю и НАТО, которое было вынуждено поддержать Анкару в конфликтной ситуации. Однако игра на стороне исламистов – это фактическое пособничество боевикам, которые уже взорвали пассажирский самолет в Египте и устроили кровавые теракты в Париже. Получается, что Эрдоган (и оправдывающие его партнеры по Североатлантическому альянсу) спонсирует подобные атаки в Европе и других странах, декларируя при этом прямо противоположные цели. Что же до России, то она достаточно долго закрывала глаза на то, что Турция превратилась в рассадник и приют для террористов всех мастей еще со времен чеченских кампаний. В Москве верили, что после долгих лет выстраивания добрососедских отношений Анкара не решится на их разрыв ради дружбы с боевиками. Однако доверие оказалось чрезмерным, и именно поэтому Путин назвал действия Турции ударом в спину. За гибель российского пилота турки дорого заплатят: дело идет к тому, что Россия после этого поставит крест на турецком полумесяце.