Европейский союз показал свою несостоятельность как добровольное объединение государств ради достижения больших целей, считает миллиардер венгерского происхождения Джордж Сорос. В основе политического кризиса в Старом Свете, по его мнению, лежат экономические проблемы. Вместе с этим, считает он, такие страны, как Россия, на фоне финансовых трудностей, наоборот, продемонстрировали тенденцию к объединению.
Кризис евро превратил Евросоюз "из того, что было добровольным объединением суверенных государств, которые были готовы отказаться от части своего суверенитета ради общего дела, в нечто радикально иное: в систему взаимоотношений между кредиторами и должниками, при которой у должников возникают трудности с исполнением своих обязательств, а кредиторы ставят условия, которые не позволяют тем выйти из подчиненного положения", цитирует Сороса The Wall Street Journal. Таким образом, европейские страны просто не видят смысла в продолжении сосуществования в единой системе, так как членство в союзе приносит для них больше проблем, чем выгод.
По сравнению с тем, что происходило на мировой политической арене 25 лет назад, ситуация изменилась разительно. Прошло четверть века с того момента, как распался СССР, а в Европе начался процесс интеграции, и тенденции изменились на обратные. Россия усиливает свое влияние в мире, дипломатические отношения с ближайшими соседями позволяют говорить о создании нового прочного союза, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве и учете интересов всех сторон.
В это же время Европейский союз буквально трещит по швам. Экономические проблемы Греции фактически обеспечили ей выход из единого финансового поля. Об отказе от членства в Евросоюзе заговорили также в Великобритании. В других странах все большую популярность набирают оппозиционные партии, которые обещают населению учитывать в первую очередь их интересы, а не советоваться по каждому политическому решению с Брюсселем.
Все это заставляет биржевого спекулянта и миллиардера Джорджа Сороса всерьез опасаться за дальнейшую судьбу Европы. "Будущее самого Европейского союза поставлено на карту", – подчеркнул он. Тем не менее финансист не стал уточнять, каким образом европейским странам необходимо выбираться их финансового кризиса.