Холодная война закончилась, и отношения России и США кардинально изменились с тех пор, заявили в американском Госдепартаменте. Вашингтон также пообещал продолжить переговоры по проблеме противоракетной обороны и рассказать Москве обо всех выгодах от размещения этой системы.
"Думаю, что для всех нас имеет смысл оглянуться назад и подумать о том, чего удалось достигнуть со времен окончания холодной войны. У нас с Российской Федерацией теперь есть очень широкий спектр позитивных отношений", – отметила заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями, проверки и соблюдения соглашений Роуз Геттемюллер. В качестве примера положительных изменений она назвала вступление России во Всемирную торговую организацию и сотрудничество двух стран в борьбе с наркотрафиком из Афганистана. "Сами отношения наших стран фундаментально изменились, и холодная война закончилась", – подчеркнула Геттемюллер.
Вместе с тем она констатировала, что у Москвы есть озабоченность по поводу планов развертывания в Европе системы противоракетной обороны. Заместитель госсекретаря признала, что Вашингтон не считает необходимым дать юридические письменные гарантии ненаправленности ПРО против России.
"На самом деле важная вещь в этом отношении – начать сотрудничество. Это прагматический подход, и он касается совместной работы по этой программе, которая даст возможность понять, каковы преимущества для России, какова наша общая выгода от такого сотрудничества, и российские вопросы по технической линии будут сняты. Мы за прагматичный поход, и мы подчеркивали это уже в течение нескольких месяцев и продолжим это делать", – приводит "Российская газета" слова Роуз Геттемюллер.
Заместитель главы американского внешнеполитического ведомства также выступила за дальнейшее сокращение ядерных арсеналов двух стран. Геттемюллер напомнила, что на долю России и США до сих пор приходится более 90% всего атомного оружия в мире. "Российская Федерация хотела бы, чтобы целый ряд факторов был принят во внимание и учтен перед тем, как начинать новый раунд переговоров по разоружению. Один из таких факторов связан с ПРО, другой – с прогрессом в вопросах сокращения обычных вооружений. Кроме того, есть и другие условия, касающиеся присутствия ядерного оружия НАТО на территории Европы. Таким образом, увязка российской стороны прогресса в вопросах разоружения с ПРО не является уникальной", – отметила заместитель госсекретаря.
Она рассказала, что сотрудники Госдепа уже провели неформальные, но очень интересные дискуссии со своими российскими коллегами по проблемам безопасности. "Мне кажется надо работать по разным направлениям, включая ПРО, конвенциональные силы, тактическое ядерное оружие и добиваться прогресса по каждому из них. По-моему, не надо сваливать все в одну корзину и пытаться варить кашу из этого, иначе мы получим полную неразбериху", – сообщила Геттемюллер. Она выразила надежду, что 2012 год представит много настоящих возможностей для развития отношений двух стран.