В российские компании с государственным участием было отправлено сообщение департамента государственной службы и кадров правительства, в котором разъясняется новый порядок предоставления и раскрытия информации для их руководителей. Так, топ-менеджеры по-прежнему должны предоставлять в аппарат правительства сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, однако публиковать их в СМИ обязаны только руководители некоммерческих организаций и компаний, полностью принадлежащих государству.
"Руководители коммерческих организаций не являются госслужащими, а работают в бизнесе. Само наличие государства в качестве акционера не меняет статус компании как коммерческой структуры. При этом топ-менеджмент госкомпаний обязан предоставлять данные в правительство, но они являются в том числе коммерческой тайной", – цитирует "Коммерсантъ" пресс-секретаря российского премьера Наталью Тимакову.
Руководителей госкомпаний обязали предоставлять финансовую информацию правительству летом 2013 года. В декабре появилась норма о раскрытии данных в СМИ, однако на разосланные запросы ответили далеко не все. Большинство руководителей высшего звена, которых касалась эта норма, активно возражали против нововведения.
Так, глава РЖД Владимир Якунин назвал подобное требование "неправомерным вмешательством в личную жизнь, в личные обстоятельства, в личную информацию". Еще одним активным противником этой меры был президент "Роснефти" Игорь Сечин. Компания лишь раскрыла выплаты всем 13 членам правления за 2014 год в целом, не разбивая данные на доли.
"Топ-менеджеры – не госчиновники, у них могут быть разные источники дохода. Почему об этом должны знать все, тем более о доходах вообще всей семьи – абсолютно не ясно", – отметили представители госкомпаний. Правительство, в конце концов, также изменило свою позицию и разрешило не публиковать в СМИ персональные данные руководителей компаний с госучастием.