Российское правительство решило реанимировать идею создания банка плохих долгов. По некоторым данным, этот вопрос был поднят 18 марта на совещании у Дмитрия Медведева. Эта тема всплыла и 24 марта – на заседании правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
"В протоколе совещания у премьера содержится поручение Минфину до 3 апреля представить предложения, в том числе о возможности создания соответствующей структуры на базе Внешэкономбанка (ВЭБ) и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ)", – цитирует источник в Белом доме "Коммерсантъ". В свою очередь, два чиновника – участника совещания подтвердили эту информацию, в Минфине также признали факт существования поручения. Однако в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова от комментариев отказались.
Отметим, что создание банка плохих долгов с целью выкупа проблемных активов банков и задолженностей организаций стало одним из наиболее обсуждаемых пунктов опубликованного в конце января антикризисного плана на 2015 год. Чиновники должны были проработать проект до 30 января, но в ходе предварительного обсуждения их мнения разошлись.
В частности, экономический блок правительства не поддерживает идею в принципе, утверждали источники, поскольку антикризисный план и так предусматривает оказание помощи промышленности Внешэкономбанком. Однако уже в начале марта министр экономики Алексей Улюкаев говорил о поддержке идеи создания института, который решал бы проблему задолженности предприятий нефинансового сектора.
Пресс-секретарь ведомства Светлана Никитина подтвердила, что Минфин ведет работу в рамках поручения правительства, отметив, что позиция министерства неизменна – создавать отдельную структуру нецелесообразно. В ведомстве объясняют это тем, что, по их мнению, проект потребует дополнительного бюджетного финансирования. Также Минфин по-прежнему видит риски коррупциогенности, непрозрачности решений.
"Эта мера нецелесообразна и с точки зрения помощи банкам, поскольку поддержка этого сектора осуществляется с использованием других инструментов, – добавила Никитина.– Для компаний же этот вопрос надо решать через совершенствование законодательства о банкротстве". Однако есть предположение, что идея в ближайшее время реализована не будет, а готовится российским ведомством про запас. Активнее всего она обсуждалась в декабре, сейчас дискуссия остыла, хотя поручения президента и премьера не сняты и формально вопрос не закрыт, подчеркнул источник в Белом доме. "Аналогичное поручение уже было, но в тексте документа от 18 марта содержится больше конкретики: там, в частности, указаны возможные исполнители, чего ранее не было",– отметил человек, знакомый с вопросом. Еще один чиновник был менее категоричен: "У нас пока нет понимания ситуации с объемом токсичных долгов в экономике, отсюда нет и окончательного решения о целесообразности создания специализированной структуры".
Напомним, что идея создания банка плохих долгов впервые появилась в кризис 2008 года и исходила от Ассоциации российских банков и Российского союза промышленников и предпринимателей. Тогда проект был отвергнут во многом стараниями Алексея Кудрина, занимавшего пост министра финансов.