Госкорпорация "Росатом" изменила правила закупок, сделав теперь обязательным раскрытие бенефициаров своих контрагентов.
Изменения были внесены в единый отраслевой стандарт закупок – универсальный свод правил, по которым "Росатом" работает с поставщиками. Теперь, если собственники и получатели прибыли контрагента не раскрыты, он не может участвовать в закупочных мероприятиях.
Кроме того, "Росатом" приостановил закупочные процедуры, на которых уже были вскрыты предложения, до раскрытия информации о бенефициарах. И по всем объявленным закупкам внесены соответствующие изменения в документацию, отмечает "Взгляд".
Всем контрагентам госкорпорации был отправлен запрос на предоставление сведений о всей цепочки собственников и конечных бенефициаров. Все эти действия обусловлены распоряжением председателя правительства России Владимира Путина, которое он подписал в конце декабря.
Оно подразделяется на две части. Первая предписывает компаниям и банкам с госучастием направить информацию о доходах руководящего состава, в том числе членов советов директоров, в правительство, Росфинмониторинг и ФНС. Эта часть распоряжения Путина была отправлена "Газпрому", "Транснефти", "Иркутскэнерго", РЖД, Совкомфлоту, НП "Совет рынка", "Аэрофлоту", ВТБ, Сбербанку, Россельхозбанку, Ростелекому, ВЭБу и Автодору.
Вторая часть как раз обязывает компании предоставить информацию о своих контрагентах, в частности, их владельцах и бенефициарах. До конца января она должна быть отправлена в Росфинмониторинг и ФНС. Раскрытие подобных сведений в будущем будет поставлено в качестве необходимого условия при подготовке новых договоров. Непредоставление информации о владельцах "препятствует заключению новых и влечет необходимость расторжения действующих договоров".
Вторая часть распоряжения касается помимо названных компаний (кроме ВТБ, Сбербанка и Россельхозабанка) "Росатома", Интер РАО ЕЭС, РусГидро, РАО "ЭС Востока", ОАО "ДВЭУК", "Системного оператора", ФСК и "Холдинга МРСК".
"Эти решения, с одной стороны, приняты с целью исполнения поручения председателя правительства, с другой – они полностью в логике нашей работы, которую мы ведем по повышению прозрачности закупочных процедур и созданию системы противодействия коррупции в атомной отрасли", – комментирует действия Росатома начальник управления защиты активов госкорпорации Виктор Братанов.
Надо отметить, что юристы и эксперты выразили недоумение по поводу требований, изложенных в распоряжении. Во-первых, в соответствии с законом договор можно расторгнуть только при его значительном нарушении, к примеру, срыве поставок. Возможность его разорвать при непредоставлении сведений о бенефициарах контрагента должна быть прописана при его составлении, а не внесена задним числом. В суде контрагент обяжет госкомпанию выполнять условия договора. Во-вторых, по закону такую информацию требовать нельзя. "Это не является условием для вступления в гражданско-правовые отношения – будь это хоть частные, хоть государственные компании", – цитирует управляющего Южной дирекции юридической компании "Вегас Лекс" Максима Григорьева BBC.
Есть и еще одна проблема. У таких корпораций, как РЖД или "Росатом", – десятки тысяч поставщиков и клиентов. Пытаться от них всех получить нужную информацию в столь короткий срок – задача крайне сложная. Как ранее передавал "Интерфакс" со ссылкой на свои источники, госкомпании, которым правительство предписало собрать и направить в органы власти информацию о бенефициарах своих контрагентов, хотели попросить об изменении этих требований.
Гигантский объем информации, подлежащей раскрытию и передаче в госорганы в кратчайшие сроки, сильно обеспокоил госкомпании. Также остро встал вопрос сохранения конфиденциальности, из-за опасения утраты которой контрагенты госкомпаний отказывались направлять свои данные. Имея на то полное законное право.
В итоге, как писала газета "Коммерсантъ", вице-премьер Игорь Сечин в своем письме разъяснил, что ситуацию не надо "доводить до абсурда". Он уточнил требования, изложенные в распоряжении, допустив послабления. В частности, у публичных акционерных обществ, у которых могут быть тысячи мелких акционеров, можно требовать раскрытия только бенефициаров с долей более 5% акций. То же правило действует в отношении "зарубежных публичных компаний мирового уровня".