В Москве каждый вечер зрителей принимают полторы сотни театров. И столичная публика столь искушена спектаклями, перформансами и шоу, что удивить ее сложно. Но режиссеру проекта "Черный русский" Максиму Диденко – одному из самых кассовых в Москве – это удалось.
Дом Спиридонова в Москве превратился в Дом Кирилла Петровича Троекурова – героя разбойничьей повести Пушкина "Дубровский". При входе – крышка от гроба и еловые ветки. Тут же стоит монах, который в виде заупокойной службы поет о том, что произошло в доме: умер старый барин.
Гостей, пришедших с ним "проститься", делят на три группы, выдают маски и объясняют правила поведения. Не показывать лицо, никого не касаться, ничему не удивляться, не разговаривать. Каждая группа видит свою историю, своих героев. Каждый смотрит свой собственный спектакль, "смонтированный" из различных эпизодов и впечатлений – от музыки, хореографии, видеоарта до самой истории. Общим будет только эффектный финал.
Но по какому бы из маршрутов ни пошли зрители, они могут быть уверены: будет интересно. И вкусно. Слуга приглашает всех на черную кухню "помянуть покойного барина". Водка, черные пельмени, черный хлеб, черный компот – все настоящее, всем можно угоститься. А вот появляется и Маша (Равшана Куркова), которая увлекает зрителей то на сеновал, где гуляют живые (!) гуси, свиньи, овцы и петух; то в зеркальный лабиринт, где от дыма, полумрака, елей и танцующих девиц начинает кружиться голова; то в странную комнату с огромной кроватью, в которой ощущаешь себя Гулливером в стране лилипутов. Кстати, маленькие люди – полноценные участники этого необычного представления.
Его жанр создатели определили как "иммерсивный спектакль-триллер". Иммерсивный – значит, зрители активно вовлечены в игру и являются частью постановки. Привычной дистанции между актерами и зрителями нет. Хотя поход на это представление требует подготовки – нужно знать как минимум сюжет произведения Пушкина, чтобы все происходящее вокруг не казалось безумием.
"В этом доме сходят с ума", – предупреждают создатели спектакля. И такой риск есть – актеры работают стоя, лежа, ползая по огромным полкам, лежа в ванне. Пиротехнические и световые эффекты, запахи, голоса – здесь важно все. "Наш спектакль – это попытка исследования современного общества. "Черный русский" – человек неотесанный, дикий, некультурный. Мы обращаемся к Пушкину как к русскому поэту и одновременно как к "черному поэту" – русскому поневоле. Мне интересна и необычная форма спектакля, и возможность поработать с разными артистами, не ограничиваясь труппой конкретного театра", – говорит режиссер.
Для участия в проекте он пригласил самых модных на сегодняшний день актеров, среди которых – харизматичный Владимир Кошевой, Марина Ворожищева и Артем Ткаченко. Всего в этом проекте занято более полусотни человек – "брусникинцев" и артистов "Гоголь-центра". Удовольствие их увидеть не из дешевых – по пять тысяч рублей за билет. Но оно того стоит!
Театральных "бродилок" и квестов в Москве хватает – самые популярные идут в театре имени Маяковского, "Гоголь-центре", на Таганке и в Центре имени Мейерхольда. Но проект "Черный русский" дарит самое необычное из впечатлений. И после него привычный спектакль может даже показаться скучным.