Винный бизнес – это шахматная партия, где половина доски покрыта туманом, а правила игры меняются с каждым последующим ходом. Дни.Ру решили разобраться, что происходит на российском винном рынке. Каждую неделю мы будем публиковать интервью с представителями российского алкогольного бизнеса. Сегодня мы побеседовали с Дмитрием Пинским, винная компания DP-Trade.
Как у Вас появилась идея открыть фирму по импорту вина? Не было сомнений в начинании? Идея открыть винное направление появилась в середине 1994 года. С 1 августа того года кардинально менялись акциз и таможенные пошлины на ввоз вин: акциз становился из гигантского разумным, а импортная пошлина: из "адвалорной" – "специфической", то есть фиксированной, без учета таможенной стоимости. Вино было моим личным хобби. Его-то мы с партнером Игорем и решили совместно превратить в бизнес. Лет нам было на 20 меньше, поэтому сомнения и опасения играли не главную роль.
Вы можете назвать ключевые вехи в развитии Вашей компании? Их, пожалуй, две. Первая – это решение открывать собственные винные бутики. В конце 90-х на рынке уже сложилась такая ситуация, когда хорошее, лучшее в мире вино по правильным ценам не всегда могло пробить себе путь в винные карты ресторанов. Нашим бутылкам нужен был выход на конечного потребителя, без цепочки мздоимцев. И первые же бутики показали отличные результаты. Вторая веха – это введение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система – прим.) Нам, как законопослушной компании, стало немного полегче, поскольку рынок из дикого потихоньку направился в сторону цивилизации.
Какие события Вы бы назвали решающими в формировании российского алкогольного рынка? Создание РАР (Росалкогольрегулирования) и, как уже говорилось, введение ЕГАИС.
Российское законодательство в сфере алкоголя с каждым годом все больше ужесточается. Как это повлияло на вашу деятельность: работать становится проще или труднее? У Вас не было мысли бросить винный бизнес и заняться другими проектами? Про ужесточение – это правда. Работать становится все сложнее. Требуется держать значительное количество сотрудников, которые занимаются только технической работой и отчетностью. Но по-другому наш рынок регулировать вряд ли получится: он имеет тенденцию постоянно скатываться в область "боев без правил". В последнее время винные контрабандисты совсем обнаглели: бутылки без намека на акцизные марки продаются всем желающим не только в Интернете и в отдельных ресторанах, но и в открытую лежат на полках иной специализированной розницы. Другое дело, что винное законодательство, конечно же, нужно отделять от "водочного". Для этого нужен "Закон о вине", о котором недавно серьезно заговорили. Но мысли бросить винный бизнес пока нет.
Реклама алкогольной продукции в СМИ не так давно была запрещена. Это серьезно повлияло на Ваш бизнес, или Вы не заметили нововведений? Безусловно, это повлияло на нас, но косвенно, что ли. У наших брендов никогда не было больших маркетинговых бюджетов: мы сильно не рекламировались. И сегодня, когда у больших брендов огромные суммы высвободились из-под прямой рекламы, они бросают их на агрессию "по месту продаж", в противовес нашим неденежным аргументам.
Производителей вина по миру огромное количество. Как Вы выбираете поставщиков вина, с которыми сотрудничаете? В вине, по счастью, все ранжировано и определено. Системы рейтингов в ведущих винодельческих державах построены так, что хорошему виноделу не скрыться от внимания. Мы выбираем лучших. Наш портфель, со своей стороны, привлекателен для них, – там они находят своих единомышленников.
C кем работать проще: c крупными компаниями, ресторанными сетями или индивидуальными клиентами? С какими трудностями в работе с ними вы сталкиваетесь? Мы стараемся работать со всеми. У каждой из перечисленных групп своя специфика. Углубляться не хотелось бы. Если обобщить, то легче, когда со стороны контрагента встречаешь знания о винах, понимание значимости хороших вин, умение с ними обращаться. Хуже, когда в переговорах нет ничего, кроме арифметики. Но тогда, как правило, и они не в выигрыше. Известно, что многие закупщики не утруждают себя знанием винных цен, а оперируют исключительно размерами скидок. Большие скидки или сообразные коммерческие бюджеты с сильно завышенных цен – это стало сегодня пропуском в винные карты. В накладе, как всегда, конечный потребитель. Но, кто бы мог подумать, он вдруг стал все активнее голосовать ногами.
Если я правильно вас понял, большинство ваших покупателей – это клиенты старше 35 лет. Вы планируете завоевывать нишу молодых потребителей? Не знаю, откуда Вы это взяли. Вероятно, из распространяемой нашими конкурентами информации, что у DP-Trade только дорогие вина. В нашем портфеле есть много хороших вин и средней ценовой категории, и даже таких, что по 350 рублей в полных оптовых ценах. Но и эти вот совсем недорогие вина – чемпионы в своих нишах, отбиравшиеся из сотен образцов. Как только молодежь интересуется винами, мы им показаны, как никто. А вот заинтересовывать ее довольно трудно. Мы этим занимаемся в меру своих сил и возможностей.
Технологии не стоят на месте, но DP-Trade совершенно не заметен в Интернете. Вы планируете активизировать работу в Сети? Вы не думали открыть интернет-магазин по продаже алкоголя? У нас есть стандартный информационный сайт компании сайт компании. Сейчас переделываем сайт нашей сети бутиков – сайт нашей сети бутиков. Он будет позаметнее... В Вашем вопросе сквозит некий упрек. Вы просто, видимо, не знаете, что все продажи вина в Интернете пока нелегальны: они официально запрещены в 2007 году. Все, кто "активизировал" работу в Сети, напридумывали всяких схем обхода запрета: c доверенностями на доставку и тому подобное. Просто правоохранители на стыке нескольких ведомств пока не могут определиться, как с этим бороться, хотя им недавно поручено.
В феврале 2012 года Вы посоветовали временно не инвестировать в вино. Теперь этот момент наступил, или стоит воздержаться от вложений в алкоголь? А что произошло с февраля 2012 года? Случилась пара очень плохих винтажей – 2012 для бордо и 2013 для всего; усугубилась рецессия в мире; никоим образом не поменялось российское законодательство по перепродаже легально ввезенных бутылок.По-моему, все стало только хуже. Совсем недавно видел где-то очередной опус о пользе альтернативных инвестиций. Не могу сказать о бриллиантах, а в тех разделах, где что-то понимаю – в живописи и винах – в них излагался бред: на примитивнейшем уровне, с подтасовками выигрышных единичных случаев и полным умалчиванием реальностей. А ведь кто-то купится на такое. Скажу еще, что с февраля 2012 года закрылись и распродали драгоценные бутылки два известных европейских винных фонда. Много людей потеряли деньги. Так что, пока ждем.