партнеры
Понедельник
6 февраля
Лента новостей
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35
Культура

Люди против голубых инопланетян

прочитано 18045 раз

17 декабря 2009 года - день, на который Джеймс Кэмерон, автор "Терминатора", "Чужих" и "Титаника", назначил революцию в кинематографе. Режиссер потратил на первый после 13 лет молчания фильм 230 000 000 долларов, снял его от первого до последнего кадра в 3-D и объявил главным делом всей своей жизни. Дни.Ру посмотрели "Аватар" (четыре номинации на "Золотой глобус") и считают: революция пока отменяется, но, чтобы посмотреть фильм, у зрителя нет иного выхода, кроме как подняться с дивана и пойти в кинотеатр.

ПО ТЕМЕ

О чем: Джейк Салли (Сэм Уортингтон), искалеченный войной морской пехотинец, прибывает вместе со своим инвалидным креслом на планету Пандора, населенную динозаврами, рептилиями и гигантскими голубыми индейцами Нави. Землян там не жалуют, и потому дружить с туземцами приходится при помощи аватаров - копий местного населения в полный рост, управляемых погруженными в сон людьми.

Джейк занимает тело, созданное для его погибшего ученого брата-близнеца, и ввиду отсутствия в своем мозгу энциклопедических знаний, отпугивающих инопланетян, втирается в доверие к местной синекожей принцессе. Поначалу он движим желанием выслужиться перед начальством и получить за подвиги новые ноги, однако проникается к местному населению симпатией, а к своей наставнице - светлым и романтическим чувством, и начинает догадываться, что люди пришли на Пандору вовсе не с миром.

Где-то мы это уже видели: см. рецензию.

Что-то новенькое: Без Кэмерона Голливудские холмы и впрямь одолевает спячка: для того, чтобы найти единственную действенную вакцину против пиратов, автору "Титаника" пришлось вынырнуть из морской пучины и показать всем, для чего придумано 3-D. Либо зритель сидит в очках в кинотеатре - либо видит на экране двоящиеся в глазах очертания.

Фильмы из этой серии: "Покахонтас" (1995), кинотрилогия "Властелин колец" (2001-2003), "Рыбка Поньо на утесе" (2008), "Суррогаты" (2009), "Пандорум" (2009).

#{video}

Джеймс Кэмерон вернулся в кинематограф поступью короля: 13 лет он объезжал заморских и подводных друзей и вот настало время занять законный трон и показать всем, кто правит бал в Голливуде. Рожденный им в творческом отпуске "Аватар" не оригинален, похож на компьютерную игру и совершенно точно мог бы быть минут на двадцать, а то и тридцать короче, а все равно ложится поверх колоды козырным тузом.

История, рассказанная в фильме, и ее визуальные решения кусочками, а иногда и целиком проскальзывали в мировом кинематографе то там, то тут. От "Покахонтас" четвертьмиллиардное творение Кэмерона отличает разве что голубой цвет кожи коренного населения да место действия - иная планета вместо иного материка. Лопоухих и эльфоподобных созданий вывел на экран Люк Бессон, подавшийся снимать и писать для младшешкольной аудитории. Он же показал и героя, который, отправляясь совершать подвиги в царство минипутов, принимал облик и размеры, идентичные туземцам.

Более того, пока создатель "Терминатора" и "Чужих" из исследовательского любопытства погружался в озерные, морские и океанические глубины и наблюдал скрытые от глаз человечества формы жизни, мировой зритель обнаружил волшебные анимационные полотна Хаяо Миядзаки (в том числе созданный им еще в 1986 году "Небесный замок Лапута"), изучил выданные Питером Джексоном за Средиземье новозеландские ландшафты и благодаря "Суррогатам" ознакомился с идеей управления телом на расстоянии.

Однако Кэмерона чужие идеи всегда скорее вдохновляли, чем отпугивали (войну человечества с роботами придумали задолго до его "Терминатора", да и "Чужие" были сиквелом). Собственно, в этом и есть его конек: взять тему, подхватить мотив, угадать настроение - и предстать перед зрителем творцом мира, до которого если что-то и было, то лишь потоп и хаос. По правде, главное сокровище "Аватара" - природа Пандоры - и то позаимствовано режиссером со дна океана, но и его старина Джим подает так, будто ни один человек на планете в глаза не видел документальные хроники Жака-Ива Кусто.

Как бы то ни было, но за два часа сорок две минуты, проведенные в тридэшных очках, остается совершенно определенное послевкусие: с Джеймсом Кэмероном кинематограф ровно то, что требуется, - прекрасная и великая иллюзия.