Лента новостей

Вторник 9 декабря

13:31"Мама, звезда, ремикс": всплыли шокирующие детали дела Долиной, о которых все молчали 12:52"Трусы за 500, не заморачивайтесь": стилист Влад Лисовец рассказал, в чем лучше встречать Новый год 11:26"Подогревают из-за рубежа средствами иноагентов": эксперт объяснил, кто на самом деле раздувает скандал с Долиной 10:09Счастливый Буйнов заинтриговал публику: Я женился 09:22Насмехавшийся над россиянами артист остался без концертов и гражданства 08:32"Я рада, что ее спускают на землю": Айза назвала тех, кто на самом деле стоит за "отменой" Долиной 06:50Забытые обиды и старые связи: декабрь перевернет жизнь одного знака зодиака с ног на голову 03:06Ему пророчили проблемы со здоровье: ответ Газманова со сцены заставил зал остолбенеть 00:42"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день": почему 9 декабря так легко остаться с пустыми карманами 21:5156-летняя Бледанс откровенно заговорила о старении: Может морщина появиться где угодно 21:04Лед, огни и Конек-огонек: чем заняться на ВДНХ этой зимой, чтобы не замерзнуть 20:04Спрос на отели российского курортного города в новогодние каникулы вырос на треть 19:42Адвокат оценил претензию Долиной в иске к Лурье на фоне громкого дела 19:15Сформируется ли в Москве к Новому году снежный покров — синоптик дала ответ 18:11На резкую смену внешнего вида Глюкозы отреагировала психоаналитик: Тетушку понесло 16:54Станислав Ярушин рассказал о способах привить молодежи любовь к Родине через медиаконтент 16:17Буланова внезапно столкнулась с финансовыми трудностями: Не могу себе позволить 14:36Сложный тест для настоящих знатоков фильма "Служебный роман": вспомни эти факты 13:18Битва банков: Клео.ру выбирает лучшее приложение года – ваш голос может стать решающим 11:45Акция "Добрая елка" проходит более чем на 100 площадках столицы 11:26Отдавшая деньги мошенникам Долина накинулась с обвинениями на покупательницу 10:18Дело на миллиард: рейтинг показал, какие юридические услуги стали самыми дорогими 09:38Евгений Ткачук раскрыл главную аферу фильма "Волчок" 08:37Доктор Мясников назвал неожиданный препарат, вызывающий кашель: вы удивитесь 08:00Вирусы наступают: всё, что нужно знать о мерах защиты 04:10Pantone назвал главный цвет 2026 года – "Облачный танцор": с чем сочетать и где использовать 04:05Где лучше всего встречать 2026 год Лошади, чтобы обрести счастье 00:47Не делайте этого 8 декабря или зима заморозит удачу на весь год – 5 запретных дел по народным приметам Климента 21:29Ни за что не ешьте это на ночь: не будете спать и наберете вес 18:34Пепел в шампанском – невкусно и не работает: 5 современных ритуалов на Новый год, которые вам понравятся 15:05Вирус просто исчез: ученые сообщили о полном излечении пациента от ВИЧ 12:41Вы пьете коллаген, а морщины на месте? 5 причин, почему это деньги на ветер 09:39Может усугубить состояние: врач объяснил, полезен ли контрастный душ на самом деле 04:06Мозг опаздывает на 20 минут: простой трюк против переедания, о котором вы не знаете 00:17Деньги утекут из дома: что наши предки не советовали делать 7 декабря, чтобы не остаться нищим и несчастным 21:44"Новогодней сказки все меньше": Любовь Успенская сделала грустное признание в канун праздников 18:25"За деньги – да": астролог Володина вынесла жестокий приговор Долиной 15:44Сделайте это простое действие в канун Нового года и будете купаться в деньгах: этому учат нас народные приметы 12:11"Ответ зимней хандре": "Эксмо" готовит главное шоу зимы 09:02Не надевайте это ни в коем случае 6 декабря, чтобы не разругаться с самыми близкими 06:48Мошенники отобрали квартиру у семьи Пригожина: Мы столкнулись с несправедливостью 03:09Известный врач опроверг миф о существовании правильного питания 00:19Эти 10 пород собак идеально подходят для жизни в квартире 21:27Опаснее 100 сигарет и в 5 раз повышает риск рака: врачи бьют тревогу из-за этой привычки 20:33Лариса Долина согласилась отдать покупательнице деньги за квартиру, но есть нюанс 19:24Вечный спор в салате: что лучше – майонез или сметана? Отвечают врачи 18:06Сделайте перед сном всего одну вещь – и сможете выспаться как за две ночи: техника "4-7-8" 17:41"Я что, на квартиру кого-то обманула?": Лолита нанесла сокрушительный удар по Ларисе Долиной 16:10"Продажи растут": PR-эксперт раскрыл, как бойкот Долиной обернулся для нее золотым дождем 15:23Назван главный тренд новогоднего стола 2026: легкий и готовится быстро
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Особенности редактирования интернет-СМИ

7656

Главный редактор, его миссия и методы управления редакцией

Согласно Закону Российской Федерации о СМИ, главным редактором является "лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации". Главный редактор наделен полномочиями в соответствии с уставом редакции, а также договора с учредителем. 

Главный редактор организует работу редакции, распределяя обязанности в коллективе. Главный редактор издает приказы, назначает и контролирует заместителей, руководителей отделов и коллективные органы управления, такие как редакционная коллегия. Главред редактирует, разрешает и запрещает материалы к публикации. 

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с любыми организациями, включая органы государственной власти и суды. Он несет ответственность за выполнение реакцией требований законодательства.

Это формальная сторона, на практике главный редактор это нечто большее, чем просто лицо с широким кругом обязанностей и полномочий. Главный редактор должен уметь поставить все дело так, чтобы результаты привлекали и аудиторию, и рекламодателей, и инвесторов, а коллектив ходил на работу без отвращения. Для этого главный редактор формирует редакционную политику, формулирует идеологию проекта и занимается стратегическое планирование. Он определяет повестку дня, задает тон публикаций, выбирает и отвергает темы, по которым будет работать редакция.

Главреду необходимо соединять в себе знания и умения журналиста, юриста, медиаменеджера и специалиста по связям с общественностью. И это минимальный набор необходимых компетенций.

Базовых методов управления редакцией у главного редактора два. Сущность первого заключается в делегировании полномочий нижестоящим руководителям. В этом случае главред отказывается от контроля за действиями рядовых сотрудников и сосредотачивается на решении глобальных задач. Такой подход помогает главному редактору сохранить нервы и время, но выставляет высокие требования к заместителям и руководителям отделов. Второй метод заключается в сохранении за главным редактором полного контроля за работой всей редакции сверху донизу. Такой сценарий предполагает участие главреда в решении почти всех мало-мальски важных вопросов, вплоть до согласования заголовков и содержания всех публикаций. Такой метод часто называют "ручным управлением", он хорошо подходит для немногочисленных редакций. В случае средних и крупных СМИ увлечение микроменеджментом – это огромная нагрузка, с которой главред может и не справиться.

Выбор метода управления редакцией во многом определяет и миссию главного редактора: быть верховным арбитром в решении спорных вопросов у подчиненных, либо быть наставником, который подчиненных поучает и принимает все решения сам. 

Границы полномочий главного редактора

Каждому журналисту также важно знать, что закон о СМИ наделяет его такими правами и обязанностями, которые серьезно ограничивают полномочия главного редактора. Журналист обязан проверять достоверность публикуемой им информации, и главред не вправе заставлять его публиковать недостоверные сообщения. Журналист вправе отказаться от подготовки за своей подписью материала, противоречащего его убеждениям. В том случае, если его подпись под материалом стоит, он вправе излагать свои личные суждения и оценки, правда это не касается формата новостного сообщения с сухим изложением фактов. 

В том случае если по указанию главного редактора материал был отредактирован и искажен, журналист вправе отозвать свою подпись. Главред не вправе запретить журналисту использовать псевдоним и заставить его нарушить конфиденциальность источника информации. Журналист не имеет права выполнять поручения начальства, если это связано с нарушением закона. Главный редактор не имеет права поручать подчиненным распространять слухи под видом достоверных сообщений, а также использовать их для сбора информации в пользу посторонних лиц.

Между тем, журналист обязан ставить в известность главного редактора о возможных судебных исках и законных требованиях в связи с распространением подготовленного материала, так как по закону за последствия публикации отвечает именно главред. Последствия судебных разбирательств могут оказаться тяжелыми, поэтому во всех спорных случаях и журналисту, и главному редактору лучше отказаться от публикации, или подвергнуть ее редактированию.

Особенности редактирования интернет-СМИ 

Главное свойство современного интернет-СМИ – мультимедийность. Слово "медиа" означает способ коммуникации, стало быть, сетевое СМИ располагает не одним, а многими такими способами. Это текст и аудиовизуальные способы во всем их разнообразии: фото, аудио– и видеозапись, иллюстрация, рисунок, карикатура, инфографика, анимация и так далее. Второе по значению свойство интернет-СМИ – интерактивность, то есть возможность оперативно обмениваться информацией с потребителем. 

Сетевое издание оперирует в своей работе двумя факторами: скоростью и качеством. Благодаря новым технологиям, сетевое СМИ опережает и радио, и телевидение, не говоря уже про печатные издания. Такая оперативность меняет редакционные процессы, требуя молниеносной реакции. Поэтому часть усилий редакции обычно направлена на то, что опубликовать новость быстрее, другая часть – на то, чтобы предложить потребителю проверенный, наглядный и внятный слепок события, но на это требуется время.

Еще одной важной особенностью современной журналистики является огромный объем доступной информации, который превышает возможности потребления аудитории каждого отдельно взятого СМИ, да и возможности отдельной редакции тоже. Как об этом говорит авторитетный медиаэксперт Наталья Лосева, ключевой задачей масс-медиа стал не поиск информации, а отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация. Новые медиа не столько рассказывают новости, сколько фильтруют и объясняют. 

Все перечисленное и определяет особенности редактирования интернет-СМИ. Аудитория сетевого СМИ ждет от редакции, что она как можно более оперативно сообщит о важном событии или явлении, затем покажет его в подробностях, затем объяснит, затем проанализирует и предложит оценки специалистов, затем предложит возможность высказать свое мнение. Уровень подачи темы зависит от уровня аудитории, от примитивного до экспертного и научного.

Чтобы как можно лучше удовлетворить запрос аудитории, интернет-СМИ экспериментируют с жанрами и форматами, часть из которых является уникальным и недоступна остальным видам СМИ. Пример – мультимедийная трансляция продолжительного события, такого как спортивный матч, вручение премии "Оскар", или захват заложников.

Большинство людей предпочитает воспринимать информацию преимущественно в виде изображений. Чем длиннее и сложнее текст, тем меньше у него будет читателей. Поэтому редакции приходится бороться за внимание переупаковкой текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную путем создания иллюстраций, инфографики и подкастов (видеофайлов в интернете в стиле радио– и телепередач).

Для лучшего восприятия структурируется и сам текст: важнейшие структурные элементы в сетевом издании остаются традиционными – это заголовок, лид и концовка. Однако есть и особенность. 85-90% аудитории интернет-СМИ читают только заголовки. Есть два основных метода работы с этой частью аудитории таковы. Первый – делать заголовки максимально информативными и тем самым удовлетворять читателя. Второй – делать их яркими и интригующими, чтобы мотивировать читателя зайти на веб-сайт издания и прочитать хотя бы лид. Возможна комбинация этих методов. Отдельные сетевые издания с устоявшейся аудиторией ("Коммерсант") могут позволить себе так называемый "номинативный заголовок", например, фразу из двух существительных, но молодым редакциями подражать им не стоит. 

Вторая особенность восприятия текста: те люди, которые все-таки читают текст, чаще всего не дочитывают до конца, если простое сообщение оказалось длиннее пятисот знаков, а сообщение с подробностями длиннее двух-трех тысяч знаков. Источник этих ограничений на длину текста – огромная популярность новостных агрегаторов, прежде всего сервиса "Яндекс.Новости". Агрегаторы задают минимальные технические ограничения на прием текстов от изданий, а потом из-за конкуренции между ними нижняя граница становится верхней. Кто пишет дольше и длиннее – проигрывает эту гонку. 

Таким образом, новостное сетевое СМИ по названным причинам в большей или меньшей степени ограничено по объему текста в большинстве своих публикаций. Это заставляет редакторов писать строго по делу, а выпускающих – отрезать лишнее. Сетевое СМИ, игнорирующее агрегаторы, имеет большую свободу в жанрах и форматах, но меньшую посещаемость. 

В любом случае, возрастает роль аудиовизуального контента, а вместе с ним растет и значение профильных сотрудников редакции. Благодаря этой особенности на рынке сетевых СМИ стали доминировать те, кто входит в один медиахолдинг с телеканалом. Телеканал может поделиться с веб-сайтом плодами работы съемочных групп и другим эксклюзивном.

Как и в традиционных СМИ, в интернете принципы новизны, релевантности и объективности имеют относительное значение и определяются аудиторией. Особенность сетевого издания – в очень сильной обратной связи. Ошибку редакции, которая опубликовала что-то не то и как-то не так, разгневанные читатели очень быстро и емко объяснят в комментариях на сайте и в блогах. Вкусы аудитории также быстро выявит счетчик посещаемости. У оффлайновых СМИ почти нет таких опций, разве что письма читателей по почте и звонки в студию.

Из сказанного не следует делать вывод, что интернет-журналист вообще потерял право на высказывание своего мнения. Напротив, многие журналисты стали эксплуатировать повышенную отзывчивость аудитории, намеренно провоцируя ее слишком смелыми и поспешными выводами, а то и прямо эпатажем (в качестве примера можно назвать интернет-сайт радиостанции "Эхо Москвы"). Для этого в сетевых СМИ было выделено отдельное место – блоги, напоминающие авторские колонки в печатных изданиях. При таком разделении одно сетевое СМИ читают и те люди, которых интересует только информация, и те, кого любит дискуссии. 

Подводя итог можно сказать, что перечень традиционных для СМИ функций в интернете дополняется функцией мультимедийной и интерактивной коммуникации с аудиторией. Для интернет-СМИ эти функции являются приоритетными. Можно предположить, что стремясь лучше исполнять эти функции, в будущем сетевые СМИ смогут предложить аудитории сервис автоматизированного индивидуального подбора публикаций. Он будет доступен по логину и паролю на веб-сайте издания примерно так, как формируются ленты пользователей в Facebook. 

Все лекции на Academ.media

Шоу-бизнес в Telegram

1 августа 2016, 18:54