Лента новостей

Суббота 23 августа

03:08Что нельзя делать 23 августа, в Лаврентьев день, чтобы не потерпеть крах в своих планах 00:21Продуктивные выходные: как наладить баланс между отдыхом и делами 22:00Наши бабушки учили, как строить семью: 4 "устаревших" совета, которые работают до сих пор 21:08Лицо без отеков за 5 минут: секретный продукт из вашего холодильника, который работает лучше дорогих патчей 20:01Именно это мешает вам разбогатеть – так считал еще Сократ 18:56Казанский Рубикон: спасет ли Станкович "Спартак" или подпишет себе приговор? 18:36Минус 5 лет за одну ночь: этот простой продукт азиатские женщины используют веками 18:09"Можно загреметь в "желтый дом": актриса Виктория Маслова рассказала Павлу Соколову об изнанке актерской профессии 17:43"Тяжело сидеть и наклоняться": перенесший тяжелую операцию Чумаков озвучил свой диагноз 17:32Забытый рай: где в России найти самое чистое море в бархатный сезон 16:3410 необычных привычек богатых людей, которые меняют жизнь и приводят к успеху 15:49Ушел из жизни исполнитель и автор хита "Фантазер" 14:12Зарядка, экскурсия, обед, кино: составить планы на выходные поможет проект "Лето в Москве" 13:35Иллюзия выбора: 5 причин удалить дейтинг-приложения прямо сейчас 12:51Мелочь, а утекает: выяснилось, сколько россияне тратят на пустяки 12:37Секреты чистой кожи: как навсегда победить угри? 12:37Как сэкономить на коммунальных платежах – самые эффективные способы 12:33Любовь близорука, но не слепа: что думал Ницше о женщинах 11:38Тренировку служебных собак покажут на площадках в Конькове и Южном Бутове 10:52Три бюджетных направления для отдыха в августе: куда поехать за границу? 10:50Жена заступилась за затравленного Диброва после громкого заявления о разводе 10:28Миллион в голове: секрет мышления богатых 10:16Такие мужчины точно не изменяют: уроки жизни от Омара Хайяма 10:15Юным москвичам предложили оценить необычные детские площадки 09:36Трагедия потрясла музыкальный мир: ушел из жизни популярный музыкант 09:15Самые бюджетные направления для отдыха в России осенью – планируем поездку 08:54Тест для знатоков географии: Угадайте столицу страны 08:53Ушел из жизни выдающийся номинант на "Оскар" – еще одна огромная потеря для мира кино 08:25Один удар, разделивший триумф и трагедию 08:07Скоропостижно ушла из жизни звезда 90-х, его голос слушали все 06:49Омар Хайям назвал 4 навыка, которые обеспечат вам успех в любом деле 03:37Что нельзя делать 22 августа, в Матвеев день, чтобы не подвело здоровье 00:14Ушел из жизни уникальный российский дирижер – страна лишилась еще одного гения 21:30"Это просто цирк!": зрители не поверили в падение Киркорова на "Новой волне" и обвинили его в дешевом пиаре 21:00Серьезно больной Киркоров рухнул на сцену прямо во время выступления 20:45Если вы несчастливы, значит не туда свернули: как узнать свой путь – знал еще Омар Хайям 20:27Этот курорт пока не на слуху, но радует ценами и уже обогнал Сочи по качеству отдыха 19:43Ушел из жизни любимый юморист TikTok, чьи видео были светом в самые темные дни 18:37Не употребляла всего месяц: пережившая развод 42-летняя Алсу больше не "в завязке" 18:36Эта безобидная ежедневная привычка вызывает хроническую боль: 90% людей даже не догадываются 17:01Места, которые исчезают с карты: куда нужно успеть поехать, пока их не поглотило море или пустыня 16:24Прощаемся с легендой: ушел из жизни советский исполнитель, чьи песни стали душой нации 15:30Спартак меняет игру: новая схема и звездные трансферы в обороне 15:12Невосполнимая утрата: ушла из жизни заслуженная артистка России 15:04Отказ от этих трех продуктов поможет сбросить пять килограммов: простой рецепт от Александра Реввы 14:35Гимназия №16 в Люберцах возглавила рейтинг школ Подмосковья 13:16Киркорову официально поставили диагноз – все подробности ухудшения здоровья певца 12:36Ко Дню флага в Москве подготовили насыщенную программу праздничных мероприятий 12:20Ушел из жизни прославленный хирург России 12:19Почему бургеры и десерты не враги: секреты здорового питания без запретов
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Особенности структуры редакции интернет-СМИ. Распределение обязанностей

28233

Правовые и организационные рамки работы редакции

В Законе Российской Федерации о СМИ для интернет-журналистики предусмотрена форма, которая называется "сетевое издание". У сетевого издания должен быть учредитель, устав, главный редактор, редакция и веб-сайт в интернете. От редакции закон требует "осуществлять свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности", а также подчиняться руководству главного редактора. Больше закон ничего про особенности структуры редакции не говорит. 

Такое широкое правовое поле обеспечивает множество вариантов организации редакционной работы. Процесс построения редакции интернет-СМИ отличается большей гибкостью. Принципиальное отличие от работы всех прочих СМИ здесь только одно: один из этапов в работы в сетевом издании – это публикация материала в интернете на своем веб-сайте. В остальном – полная свобода. Однако это не значит, что можно оставить все так, как было раньше в печатных СМИ. Практика показывает, что для успеха сетевого издания редакция должна быть другой и по составу, и по распределению обязанностей.

В предельно малой форме сетевое издание представляет из себя как минимум один веб-сайт и одного человека, который может выступать одновременно и главным редактором, и учредителем, и администратором веб-сайта. Предельно крупной формы нет – число сотрудников ограничивается только объемом бюджета. В России есть тысячи сетевых изданий с редакциями из одного-двух-трех людей, и есть крупные – с сотнями сотрудников и сложной развитой структурой управления. 

В том случае, если интернет-СМИ появилось в результате конвергенции традиционного СМИ (то есть это СМИ вышло в интернет), с точки зрения закона оно все равно является самостоятельным средством массовой информации. Главный редактор и редакция такого интернет-СМИ при этом могут быть и отдельным коллективом, теми же самыми людьми, которые работают над основным оффлайновым СМИ. Как показывает практика, второй вариант организации работы более продуктивен. В случае существования двух разных редакций есть риск возникновения между ними неуместной конкуренции. 

В конвергентной редакции сетевое СМИ со своим веб-сайтом – это лишь одна из платформ распространения материалов. Производством и подготовкой материалов для всех платформ занимаются универсальные отделы и журналисты. Такую схему работы с развитой системой разделения труда могут позволить себе лишь крупные СМИ и медиахолдинг.

Интересно, что в последние годы появились интернет-ресурсы, которые обладают признаками СМИ и могут быть зарегистрированы в таком качестве, но весь производственный процесс в них автоматизирован. Контент на веб-сайте генерируют программы-роботы. Фактически такому сетевому изданию не нужна редакция в ее классическом понимании. Похоже, что в близком будущем роботы лишат работы еще больше журналистов.

Распределение обязанностей и структура редакции

Одним из базовых навыков интернет-журналиста является универсальность. Высококвалифицированный сотрудник сетевого издания должен уметь быстро находить информацию в интернете, анализировать ее, грамотно писать тексты, использовать целый ряд компьютерных программ (браузер, графические редакторы, программы для видеомонтажа), и понимать, чем посты в "Твиттер" отличается от постов в "Фейсбуке". Чем меньше редакция сетевого издания, тем важнее такая самостоятельность и многогранность сотрудников. Верно и обратное: чем крупнее и богаче издание, тем больше в нем может быть специалистов с особыми компетенциями, благодаря которым можно качественно обогатить продукт. 

К числу сотрудников редакции узкого профиля можно отнести обозревателей, фотокорреспондентов, бильд-редакторов, видеооператоров, корректоров. Журналист-универсал способен в одиночку переписать новостное сообщение с лент информагентств, взять по телефону комментарий о событии, подобрать в фотобанке фотографию, на Yotube видеоролик, опубликовать материал на сайте и разместить гиперссылки на него в социальных сетях. Но только разносторонний коллектив может выпустить высококачественный материал, с привлечением закрытых источников, широкого круга экспертов, снабдить его собственным фоторепортажем и инфографикой, а потом хорошенько "раскрутить" в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. И в том и в другом случае задача будет выполнена, но на разном профессиональном уровне.

Можно выделить специфические только для интернет-СМИ роли сотрудников в редакции. Специалист по мониторингу или редактор-агрегатор, эта роль предполагает ориентацию в море информационных поводов и событий. "Мониторщик" отбирает темы в соответствии с предпочтениями конкретного сетевого издания. Специалист по социальным сетям (SMM), эта роль предполагает продвижение ссылок на публикации в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. Модератор комментариев, эта роль предполагает контроль за процессом общения аудитории. Модератор следит, чтобы комментаторы не нарушали требований закона и редакция не была из-за этого наказана Роскомнадзором. Все эти роли могут выполнять отдельные лица, либо их можно распределить между членами редакции. Модерацию и SMM без можно отдать и на аутсорсинг, а вот мониторщика лучше держать в редакции и вручить сирену на случай особо важных новостей.

На практике выбор стратегии распределения обязанностей в коллективе ограничен количеством и качеством личного состава. Скромный бюджет диктует выбор в пользу журналистов с универсальным набором навыков. Он же и является препятствием для привлечения опытных специалистов. В свою очередь, большие финансовые возможности сами по себе не гарантируют высокое качество конечного продукта, ведь настоящих профессионалов своего дела на каждом рынке труда мало. Оптимальное решение в каждом случае следует искать в разумном сочетании журналистов широкого и узкого профиля в рамках одной редакции. 

В интернет-СМИ центральной фигурой производства остается редактор, и без него работа остальной части коллектива распадется на разрозненные элементы. Только это не просто редактор текста, а редактор мультимедийной публикации. Тоже самое касается корреспондентов. В мелких сетевых СМИ функции редакторов и корреспондентов могут выполнять одни и те же люди, причем благодаря технологиям беспроводного интернета и при наличии аппаратуры им доступна возможность опубликовать свой материал прямо с "полей". Эта возможность интернет-журналиста отсутствует у печатных СМИ и похожа на прямое включение у телеканалов и радиостанций, но обходится гораздо дешевле.

Следующие подразделения являются типичными для средних и крупных сетевых изданий: новостная либо информационная служба, группа специальных корреспондентов, фотослужба, отдел иллюстраций, а также тематические отделы: политика, экономика, спорт, культура и так далее. Иногда тематические отделы успешно заменяют редакторы с углубленной специализацией. У сетевого СМИ обычно есть свой IT-отдел, рекламный отдел, финансовая и хозяйственная служба, если только все эти функции не отданы на аутсорсинг. 

Руководство сетевым изданием

Как только сетевое издание решает привлечь сотрудников, возникает потребность обеспечивать их всем необходимым для работы, а также отчитываться о хозяйственной деятельности перед государством. Так в коллективе появляется бухгалтер и сотрудники обеспечения: завхоз, сетевой администратор, юрист, заведующий кадрами, секретарь, уборщица, водитель и другие. Программист, дизайнер и веб-аналитик работают над веб-сайтом издания, менеджер по рекламе продает рекламу, директор по развитию – с партнерами и планами, и так далее. 

Вся техническая часть коллектива обычно подчиняется генеральному директору. Все эти люди ничего не публикуют, но оказывают большое влияние на работу СМИ. На какой технике и с каким программным обеспечением будут работать редакторы и корреспонденты, каков будет функционал, дизайн и место веб-сайта в сложной системе новостных агрегаторов и поисковых систем, не будут ли журналистов отвлекать от работы бытовые проблемы – все эти и многие другие заботы ложатся на плечи генерального директора и его подчиненных. 

Несогласованность действий гендиректора и главного редактора, конфликты между ними, неизбежно несут с собой огромные трудности для работы редакции. Заканчиваются такие истории в итоге либо серией увольнений, либо падением производительности издания и его ликвидацией. 

На практике описанная выше проблемная ситуация может выглядеть так. Бюджет условного московского сетевого издания с коллективом из 12 человек составляет миллион рублей в месяц. Тридцать процентов уходит на аренду помещения для редакции в центре столицы, еще шестьдесят составляет зарплатный фонд. Остальное уходит на командировочные, текущие и бытовые расходы. У главного редактора много идей по развитию сетевого издания, но для их воплощения в жизнь требуются новые кадры, а денег на них не остается. Редакторы жалуются на низкие для Москвы зарплаты и тратят время и силы на дополнительный заработок на стороне. Гендиректор не может обойтись без своей команды, его также полностью устраивает адрес редакции. В результате посещаемость веб-сайта издания не растет, наиболее способные журналисты, набравшись опыта, переходят к более щедрым работодателям, аудитория и рекламодатели уходят к динамично развивающимся конкурентам. По итогам года учредитель оказывается недоволен показателями и принимает решение сменить команду проекта, все оказываются в проигрыше.

Чтобы избежать подобных проблем, между гендиректором и главредом должно быть согласие по всем рабочим вопросам, особенно если устав наделяет гендиректора правом влиять на редакционную политику, а главного редактора – на финансы. Второй вариант – совмещение должностей гендиректора и главного редактора одним лицом. Третий – строгое разграничении функций так, чтобы исключить конфликтные ситуации.

Обычная схема разграничения обязанностей в руководстве такова. Гендиректор отвечает за обеспечение редакции всем необходимым для работы, техническое обслуживание веб-сайта и коммерческую сторону деятельности редакции. Главный редактор осуществлял стратегическое планирование и определяет общую схему распределения обязанностей в коллективе. 

Часто у главного редактора есть заместитель, который отвечает за кадровую политику и тактическое распределение обязанностей, часто ему напрямую подчиняются корреспонденты. В подчинении главного редактора может быть ответственный секретарь, который контролирует выполнение сотрудниками обязанностей и плана, налаживает горизонтальные связи между отделами. Начальники отделов отвечают каждый за свой участок работы и следят за выпуском.

Важно, чтобы в руководстве редакцией соблюдался принцип единоначалия, так как "двоевластие" – противоречивые указания разных руководителей – дезориентируют, раздражают и демотивируют коллектив.

Все лекции на Academ.media

Шоу-бизнес в Telegram

1 августа 2016, 18:33