Лента новостей

Понедельник 8 декабря

21:5156-летняя Бледанс откровенно заговорила о старении: Может морщина появиться где угодно 21:04Лед, огни и Конек-огонек: чем заняться на ВДНХ этой зимой, чтобы не замерзнуть 20:04Спрос на отели российского курортного города в новогодние каникулы вырос на треть 19:42Адвокат оценил претензию Долиной в иске к Лурье на фоне громкого дела 19:15Сформируется ли в Москве к Новому году снежный покров — синоптик дала ответ 18:11На резкую смену внешнего вида Глюкозы отреагировала психоаналитик: Тетушку понесло 16:54Станислав Ярушин рассказал о способах привить молодежи любовь к Родине через медиаконтент 16:17Буланова внезапно столкнулась с финансовыми трудностями: Не могу себе позволить 14:36Сложный тест для настоящих знатоков фильма "Служебный роман": вспомни эти факты 13:18Битва банков: Клео.ру выбирает лучшее приложение года – ваш голос может стать решающим 11:45Акция "Добрая елка" проходит более чем на 100 площадках столицы 11:26Отдавшая деньги мошенникам Долина накинулась с обвинениями на покупательницу 10:18Дело на миллиард: рейтинг показал, какие юридические услуги стали самыми дорогими 09:38Евгений Ткачук раскрыл главную аферу фильма "Волчок" 08:37Доктор Мясников назвал неожиданный препарат, вызывающий кашель: вы удивитесь 08:00Вирусы наступают: всё, что нужно знать о мерах защиты 04:10Pantone назвал главный цвет 2026 года – "Облачный танцор": с чем сочетать и где использовать 04:05Где лучше всего встречать 2026 год Лошади, чтобы обрести счастье 00:47Не делайте этого 8 декабря или зима заморозит удачу на весь год – 5 запретных дел по народным приметам Климента 21:29Ни за что не ешьте это на ночь: не будете спать и наберете вес 18:34Пепел в шампанском – невкусно и не работает: 5 современных ритуалов на Новый год, которые вам понравятся 15:05Вирус просто исчез: ученые сообщили о полном излечении пациента от ВИЧ 12:41Вы пьете коллаген, а морщины на месте? 5 причин, почему это деньги на ветер 09:39Может усугубить состояние: врач объяснил, полезен ли контрастный душ на самом деле 04:06Мозг опаздывает на 20 минут: простой трюк против переедания, о котором вы не знаете 00:17Деньги утекут из дома: что наши предки не советовали делать 7 декабря, чтобы не остаться нищим и несчастным 21:44"Новогодней сказки все меньше": Любовь Успенская сделала грустное признание в канун праздников 18:25"За деньги – да": астролог Володина вынесла жестокий приговор Долиной 15:44Сделайте это простое действие в канун Нового года и будете купаться в деньгах: этому учат нас народные приметы 12:11"Ответ зимней хандре": "Эксмо" готовит главное шоу зимы 09:02Не надевайте это ни в коем случае 6 декабря, чтобы не разругаться с самыми близкими 06:48Мошенники отобрали квартиру у семьи Пригожина: Мы столкнулись с несправедливостью 03:09Известный врач опроверг миф о существовании правильного питания 00:19Эти 10 пород собак идеально подходят для жизни в квартире 21:27Опаснее 100 сигарет и в 5 раз повышает риск рака: врачи бьют тревогу из-за этой привычки 20:33Лариса Долина согласилась отдать покупательнице деньги за квартиру, но есть нюанс 19:24Вечный спор в салате: что лучше – майонез или сметана? Отвечают врачи 18:06Сделайте перед сном всего одну вещь – и сможете выспаться как за две ночи: техника "4-7-8" 17:41"Я что, на квартиру кого-то обманула?": Лолита нанесла сокрушительный удар по Ларисе Долиной 16:10"Продажи растут": PR-эксперт раскрыл, как бойкот Долиной обернулся для нее золотым дождем 15:23Назван главный тренд новогоднего стола 2026: легкий и готовится быстро 13:58Надежда Бабкина переживает серьезную потерю – время сыграло против артистки 12:45В прогремевшем на всю страну деле с квартирой Долиной случился новый поворот 12:02Соколовский и его жена сообщили о поступающих им угрозах о похищением сына 11:10Сколько денег готовы потратить россияне на зимние путешествия – исследование дало ответ 10:03Ушел из жизни культовый актер из фильма "Мортал Комбат" – легенду оплакивает весь мир 09:06Популярная певица откровенно рассказала о зависимости Димы Билана: Получай удовольствие 06:29Адвокат раскрыл простой способ защиты россиян от "эффекта Долиной" 03:40Педиатр назвала самую распространенную ошибку при расстройстве желудка 00:17Год Красной Огненной Лошади 2026: выбираем подарок для каждого знака зодиака
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Особенности структуры редакции интернет-СМИ. Распределение обязанностей

28674

Правовые и организационные рамки работы редакции

В Законе Российской Федерации о СМИ для интернет-журналистики предусмотрена форма, которая называется "сетевое издание". У сетевого издания должен быть учредитель, устав, главный редактор, редакция и веб-сайт в интернете. От редакции закон требует "осуществлять свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности", а также подчиняться руководству главного редактора. Больше закон ничего про особенности структуры редакции не говорит. 

Такое широкое правовое поле обеспечивает множество вариантов организации редакционной работы. Процесс построения редакции интернет-СМИ отличается большей гибкостью. Принципиальное отличие от работы всех прочих СМИ здесь только одно: один из этапов в работы в сетевом издании – это публикация материала в интернете на своем веб-сайте. В остальном – полная свобода. Однако это не значит, что можно оставить все так, как было раньше в печатных СМИ. Практика показывает, что для успеха сетевого издания редакция должна быть другой и по составу, и по распределению обязанностей.

В предельно малой форме сетевое издание представляет из себя как минимум один веб-сайт и одного человека, который может выступать одновременно и главным редактором, и учредителем, и администратором веб-сайта. Предельно крупной формы нет – число сотрудников ограничивается только объемом бюджета. В России есть тысячи сетевых изданий с редакциями из одного-двух-трех людей, и есть крупные – с сотнями сотрудников и сложной развитой структурой управления. 

В том случае, если интернет-СМИ появилось в результате конвергенции традиционного СМИ (то есть это СМИ вышло в интернет), с точки зрения закона оно все равно является самостоятельным средством массовой информации. Главный редактор и редакция такого интернет-СМИ при этом могут быть и отдельным коллективом, теми же самыми людьми, которые работают над основным оффлайновым СМИ. Как показывает практика, второй вариант организации работы более продуктивен. В случае существования двух разных редакций есть риск возникновения между ними неуместной конкуренции. 

В конвергентной редакции сетевое СМИ со своим веб-сайтом – это лишь одна из платформ распространения материалов. Производством и подготовкой материалов для всех платформ занимаются универсальные отделы и журналисты. Такую схему работы с развитой системой разделения труда могут позволить себе лишь крупные СМИ и медиахолдинг.

Интересно, что в последние годы появились интернет-ресурсы, которые обладают признаками СМИ и могут быть зарегистрированы в таком качестве, но весь производственный процесс в них автоматизирован. Контент на веб-сайте генерируют программы-роботы. Фактически такому сетевому изданию не нужна редакция в ее классическом понимании. Похоже, что в близком будущем роботы лишат работы еще больше журналистов.

Распределение обязанностей и структура редакции

Одним из базовых навыков интернет-журналиста является универсальность. Высококвалифицированный сотрудник сетевого издания должен уметь быстро находить информацию в интернете, анализировать ее, грамотно писать тексты, использовать целый ряд компьютерных программ (браузер, графические редакторы, программы для видеомонтажа), и понимать, чем посты в "Твиттер" отличается от постов в "Фейсбуке". Чем меньше редакция сетевого издания, тем важнее такая самостоятельность и многогранность сотрудников. Верно и обратное: чем крупнее и богаче издание, тем больше в нем может быть специалистов с особыми компетенциями, благодаря которым можно качественно обогатить продукт. 

К числу сотрудников редакции узкого профиля можно отнести обозревателей, фотокорреспондентов, бильд-редакторов, видеооператоров, корректоров. Журналист-универсал способен в одиночку переписать новостное сообщение с лент информагентств, взять по телефону комментарий о событии, подобрать в фотобанке фотографию, на Yotube видеоролик, опубликовать материал на сайте и разместить гиперссылки на него в социальных сетях. Но только разносторонний коллектив может выпустить высококачественный материал, с привлечением закрытых источников, широкого круга экспертов, снабдить его собственным фоторепортажем и инфографикой, а потом хорошенько "раскрутить" в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. И в том и в другом случае задача будет выполнена, но на разном профессиональном уровне.

Можно выделить специфические только для интернет-СМИ роли сотрудников в редакции. Специалист по мониторингу или редактор-агрегатор, эта роль предполагает ориентацию в море информационных поводов и событий. "Мониторщик" отбирает темы в соответствии с предпочтениями конкретного сетевого издания. Специалист по социальным сетям (SMM), эта роль предполагает продвижение ссылок на публикации в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. Модератор комментариев, эта роль предполагает контроль за процессом общения аудитории. Модератор следит, чтобы комментаторы не нарушали требований закона и редакция не была из-за этого наказана Роскомнадзором. Все эти роли могут выполнять отдельные лица, либо их можно распределить между членами редакции. Модерацию и SMM без можно отдать и на аутсорсинг, а вот мониторщика лучше держать в редакции и вручить сирену на случай особо важных новостей.

На практике выбор стратегии распределения обязанностей в коллективе ограничен количеством и качеством личного состава. Скромный бюджет диктует выбор в пользу журналистов с универсальным набором навыков. Он же и является препятствием для привлечения опытных специалистов. В свою очередь, большие финансовые возможности сами по себе не гарантируют высокое качество конечного продукта, ведь настоящих профессионалов своего дела на каждом рынке труда мало. Оптимальное решение в каждом случае следует искать в разумном сочетании журналистов широкого и узкого профиля в рамках одной редакции. 

В интернет-СМИ центральной фигурой производства остается редактор, и без него работа остальной части коллектива распадется на разрозненные элементы. Только это не просто редактор текста, а редактор мультимедийной публикации. Тоже самое касается корреспондентов. В мелких сетевых СМИ функции редакторов и корреспондентов могут выполнять одни и те же люди, причем благодаря технологиям беспроводного интернета и при наличии аппаратуры им доступна возможность опубликовать свой материал прямо с "полей". Эта возможность интернет-журналиста отсутствует у печатных СМИ и похожа на прямое включение у телеканалов и радиостанций, но обходится гораздо дешевле.

Следующие подразделения являются типичными для средних и крупных сетевых изданий: новостная либо информационная служба, группа специальных корреспондентов, фотослужба, отдел иллюстраций, а также тематические отделы: политика, экономика, спорт, культура и так далее. Иногда тематические отделы успешно заменяют редакторы с углубленной специализацией. У сетевого СМИ обычно есть свой IT-отдел, рекламный отдел, финансовая и хозяйственная служба, если только все эти функции не отданы на аутсорсинг. 

Руководство сетевым изданием

Как только сетевое издание решает привлечь сотрудников, возникает потребность обеспечивать их всем необходимым для работы, а также отчитываться о хозяйственной деятельности перед государством. Так в коллективе появляется бухгалтер и сотрудники обеспечения: завхоз, сетевой администратор, юрист, заведующий кадрами, секретарь, уборщица, водитель и другие. Программист, дизайнер и веб-аналитик работают над веб-сайтом издания, менеджер по рекламе продает рекламу, директор по развитию – с партнерами и планами, и так далее. 

Вся техническая часть коллектива обычно подчиняется генеральному директору. Все эти люди ничего не публикуют, но оказывают большое влияние на работу СМИ. На какой технике и с каким программным обеспечением будут работать редакторы и корреспонденты, каков будет функционал, дизайн и место веб-сайта в сложной системе новостных агрегаторов и поисковых систем, не будут ли журналистов отвлекать от работы бытовые проблемы – все эти и многие другие заботы ложатся на плечи генерального директора и его подчиненных. 

Несогласованность действий гендиректора и главного редактора, конфликты между ними, неизбежно несут с собой огромные трудности для работы редакции. Заканчиваются такие истории в итоге либо серией увольнений, либо падением производительности издания и его ликвидацией. 

На практике описанная выше проблемная ситуация может выглядеть так. Бюджет условного московского сетевого издания с коллективом из 12 человек составляет миллион рублей в месяц. Тридцать процентов уходит на аренду помещения для редакции в центре столицы, еще шестьдесят составляет зарплатный фонд. Остальное уходит на командировочные, текущие и бытовые расходы. У главного редактора много идей по развитию сетевого издания, но для их воплощения в жизнь требуются новые кадры, а денег на них не остается. Редакторы жалуются на низкие для Москвы зарплаты и тратят время и силы на дополнительный заработок на стороне. Гендиректор не может обойтись без своей команды, его также полностью устраивает адрес редакции. В результате посещаемость веб-сайта издания не растет, наиболее способные журналисты, набравшись опыта, переходят к более щедрым работодателям, аудитория и рекламодатели уходят к динамично развивающимся конкурентам. По итогам года учредитель оказывается недоволен показателями и принимает решение сменить команду проекта, все оказываются в проигрыше.

Чтобы избежать подобных проблем, между гендиректором и главредом должно быть согласие по всем рабочим вопросам, особенно если устав наделяет гендиректора правом влиять на редакционную политику, а главного редактора – на финансы. Второй вариант – совмещение должностей гендиректора и главного редактора одним лицом. Третий – строгое разграничении функций так, чтобы исключить конфликтные ситуации.

Обычная схема разграничения обязанностей в руководстве такова. Гендиректор отвечает за обеспечение редакции всем необходимым для работы, техническое обслуживание веб-сайта и коммерческую сторону деятельности редакции. Главный редактор осуществлял стратегическое планирование и определяет общую схему распределения обязанностей в коллективе. 

Часто у главного редактора есть заместитель, который отвечает за кадровую политику и тактическое распределение обязанностей, часто ему напрямую подчиняются корреспонденты. В подчинении главного редактора может быть ответственный секретарь, который контролирует выполнение сотрудниками обязанностей и плана, налаживает горизонтальные связи между отделами. Начальники отделов отвечают каждый за свой участок работы и следят за выпуском.

Важно, чтобы в руководстве редакцией соблюдался принцип единоначалия, так как "двоевластие" – противоречивые указания разных руководителей – дезориентируют, раздражают и демотивируют коллектив.

Все лекции на Academ.media

Шоу-бизнес в Telegram

1 августа 2016, 18:33