Вице-президент Российской академии наук, председатель Санкт-Петербургского научного центра, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года Жорес Алферов опроверг опасения относительно того, что Нобелевский комитет начал пренебрегать фундаментальной наукой в пользу сугубо практических достижений. "Думаю, что работа по физиологии и медицине сочетает очень серьезные фундаментальные исследования с возможностью целого ряда новых приложений", – отметил он.
При этом ученый заявил, что работа по физике, удостоенная "Нобеля"-2014, действительно прикладная, основана в том числе на российских работах по гетероструктурам. Сам Алферов получил Нобелевскую премию "за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники". Тогда, напомнил ученый, тоже высказывались мнения по поводы чересчур прикладного характера исследований лауреата.
"Думаю, никакой опасности в этом нет. Премии нужно давать за работы, которые привели к серьезным изменениям в соответствующей области науки. Я уверен абсолютно, в следующем году будет отмечено больше работ без приложения", – цитирует Алферова ТАСС.
Кроме того, российский ученый процитировал лауреата Нобелевской премии по физике 1956 года Уильяма Брэдфорда Шокли, изобретателя транзистора: "Фундаментальным является новое прочное знание об окружающей нас природе. И неважно, получено оно при исследовании мощностных характеристик транзистора или при абстрактной некоей проблеме".
"В области науки – физики, химии, физиологии и медицины – Нобелевские премии присуждались в общем без политических соображений. И реально за выдающиеся работы. Практически, по крайней мере по физике, я не могу назвать слабых или ошибочных работ за 100 с лишним лет присуждения", – подчеркнул Алферов.
Как ранее писали Дни.Ру, Нобелевская премия по химии за 2014 год была присуждена за разработку суперфлуоресцентной микроскопии ученым Эрику Бетцигу, Стефану Хеллу и Уильяму Морнеру. Если попробовать это все перевести на "русский язык", то главное достижение лауреатов состоит в том, что методы, разработанные учеными, получили собирательное название "наноскопия": они позволяют рассматривать микрообъекты, например молекулы внутри клетки, с разрешением порядка нанометров.
Лауреатами Нобелевской премии в области физики стали японские ученые Исама Акасаки, Хироши Амано, Судзи Накамура. Как объявил комитет при Королевской академии наук, награда вручена "за изобретение эффективных синих светодиодов, обеспечивающих яркие и энергосберегающие источники белого света". Председатель Нобелевского комитета по физике Пер Делсинг заявил, что "исследования японцев являются новаторскими".
Победителями "Нобеля" в области физиологии и медицины за 2014 год были названы Джон О"Киф, Мей-Бритт Мозер и Эдвард Мозер. Их наградили за "открытие клеток, отвечающих за систему позиционирования в мозге". Эта система является своего рода "внутренней GPS, которая позволяет нам ориентироваться в пространстве".