Нынешний сезон для фигуристов особенный. Ведь именно по итогам чемпионата мира-2005 будут формироваться сборные для участия в Олимпийских играх в Турине. Илья Авербух, вице-чемпион Олимпиады-2000 в танцах на льду, считает, что России по силам завоевать в Москве четыре золотых медали. При неблагоприятном раскладе - три, но никак не меньше. И это не смотря на то, что в мужском одиночном катании у россиян ситуация, прямо скажем, аховая. Евгений Плющенко начало сезона фактически пропустил, выступив лишь в ряде коммерческих шоу, да на этапе Кубка России в Самаре.
Илье Климкину, второму номеру сборной, недавно сделали операцию, и вряд ли подопечный Виктора Кудрявцева сумеет восстановиться к московскому чемпионату. Другие же фигуристы, при всем к ним уважении, достойной конкуренции на международном уровне пока, увы, составить не могут.
"На мой взгляд, Женя может проиграть только самому себе. Равных ему соперников пока нет. Хотя интересно было бы понаблюдать за борьбой в условиях новой судейской системы. Но пока ребята не дотягивают до уровня Плющенко, - признался в интервью Дни.Ру Илья. - Наиболее серьезная конкуренция предстоит у девочек: три японки, три американки... В этом сезоне я не видел наших фигуристок, но очень хочется, чтобы и Ира Слуцкая достойно вернулась, и Лена Соколова подтвердила свой статус. Но повторюсь: конкуренция будет очень серьезной.
А что скажете о парном катании?
Пары... С одной стороны, падение Тани Тотьмяниной многих напугало. С другой, парное катание 20 лет стоит на месте. Ну как можно становиться чемпионом с тройным тулупом?! Олег Васильев выиграл Олимпийские игры в 1984 году с этим прыжком! Прошло 20 лет, а парники до сих пор с дрожащими ногами на него заходят: выполню - не выполню. Это же смешно! В этом плане парное катание себя губит. Но в любом случае, в Москве нашим ребятам будет проще.
Давайте поговорим о вашем виде - танцах на льду. Татьяна Навка и Роман Костомаров в этом сезоне уже успели проиграть болгарам Денковой - Ставийскому. Но в Париже взяли реванш. Каковы шансы нашего дуэта?
На мой взгляд ни та, ни другая пара не набрала своей оптимальной формы. По себе знаю, что одна и та же программа в накатнном виде и не накатанном совершенно по-разному смотрится. У Навки - Костомарова это отчетливо видно. В Париже они выступили значительно лучше, чем в Японии.
Программа болгарского дуэта, как всегда, не однозначна. Они идут своим путем. Не могу сказать, что я от него в восторге. Может, в данном случае работает схема "Бурн - Краатц"? Многие просто боятся сказать, мол, король-то голый, чтобы не показаться дураком. Канадцы ведь действительно делали 2-3 элемента, а все остальное - это "мертвое" катание. Впрочем, я могу что-то не понимать, поэтому дипломатично ухожу от ответа. Очень многое будет зависеть от того, кто будет ошибаться, кто и как справится с нервами. В принципе, мне импонируют оба дуэта. У нашего есть все шансы, но новая судейская система ближе и роднее болгарскому дуэту.
К сожалению новая система убивает сами танцы. Как бы жестко это ни звучало. Идея танца, хореография, пластика уже никого не интересует. Судьи едва успевают поставить галочки за исполненные элементы. Можно взять любую абстрактную музыку и исполнять под нее элементы четвертого уровня и стать чемпионом. Если так будет продолжаться и дальше, то через пару лет мы будем видеть совершенно одинаковые программы с одинаковым набором элементов - поддержек, вращений, твизлов. Для одиночного катания это хорошая система, а танцы должны найти свой путь.
Наверное, вы чувствуете некое облегчение, что не приходится выступать в таких условиях?
Если честно, я был бы счастлив, будь такая система, когда мы выступали. При старой судейской системе мы изначально не могли бороться с Крыловой - Овсянниковым. Они были и мощнее, и сильнее, Анжела где-то эмоциональнее. И это оценивалось. А сейчас мы могли бы с ними бороться за счет более техничных, сложных поддержек, например.
Почему-то в танцах оценивается либо, грубо говоря, кто больше рот открывает, либо кто элементов больше делает. А нужно искать золотую середину. Согласен, элементы нужны, но их количество нужно сократить. Оставить, допустим, три элемента, а все остальное - танец. Потому что сейчас у нас получается так: одна минута - танец, а оставшиеся четыре - подход к следующему элементу.
И все же, может ли Россия рассчитывать на победу в танцах на льду?
Совершенно очевидно, что наши ребята будут либо первыми, либо вторыми. Конечно, говорят, что предолимпийский чемпионат мира очень важен. Но практика показывает, что как раз чемпион предолимпийского "мира" Олимпийские игры проигрывает. Так было с Изабель и Полем Дюшене, ставшими чемпионами в 1991 году. В Альбервилле-92 олимпийское "золото" досталось нашим Климовой - Пономаренко. Так было с Усовой и Жулиным в 1994-м, итальянцами Фузар-Поли - Маргалио в 2000-м... Пожалуй, только Грищук - Платов стали своеобразным исключением.
Здесь скорее будет иметь значение, КАК ты победишь. Чтобы мы ни говорили, а победа Навки - Костомарова в прошлом году оставила ряд вопросов. Возможно, то, что произошло в Японии - следствие как раз подобной ситуации.
Иногда лучше проиграть, чтобы не оказаться в отвественный момент в роли должника, и судьи оценивали тебя на равных. Такая победа в свое время погубила Олега Овсянникова с Анжелой Крыловой. Они выиграли у Анисиной - Пейзера, но мысль, что ей что-то должны, помешала ребятам продолжить карьеру.
Ирина Васильева