Ведущий национальный перевозчик – авиакомпания "Аэрофлот" – на днях обнародовала статистику роста правонарушений на объектах воздушного транспорта за первое полугодие 2015 года. По данным компании, всего за шесть месяцев ее лайнерам уже трижды пришлось прерывать полет и уходить на вынужденную посадку по вине разгулявшихся на борту пассажиров. Для сравнения – за 2013 и 2014 годы было зафиксировано в общей сложности шесть подобных случаев.
Для предотвращения таких инцидентов "Аэрофлоту" сегодня приходится вести собственную базу нарушителей, в которой уже числится почти 2,7 тысяч человек, нарушивших правила поведения на борту самолета, и более 5 тысяч человек, по причине неадекватного поведения отстраненных от полета еще на земле. Вполне вероятно, аналогичные базы имеются и у других перевозчиков.
Эксперты видят несколько причин для возникновения подобных эксцессов. "Не в последнюю очередь в этом виноват финансовый кризис 2015 года. Рост числа "буйных" пассажиров связан именно с этими негативными последствиями, в связи с чем, выезжая на отдых, люди начинают позволять себе "немного лишнего" еще в самолете", – уверен исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов. В целом, по его словам, рынок авиаперевозок сегодня достаточно защищен от террористических угроз, но не от собственных пассажиров, передает Speakercom.
Другой важный момент – отсутствие в российской правовой системе специального закона, регламентирующего ответственность авиадебоширов. "Существует целый ряд статей Уголовного кодекса РФ, а так же Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают наказание за нарушение порядка на борту самолетов, – рассказал председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. – Это и статья, предусматривающая ответственность за хулиганство (наказание до семи лет лишения свободы), и за угон воздушного судна (наказание до двадцати лет лишения свободы), так же установлена ответственность за причинения побоев либо телесных повреждений экипажу или другим пассажирам. Помимо этого, при отсутствии признаков состава преступления, к авиадебоширу могут применяться меры административной ответственности в виде штрафа либо ареста до 15 суток".
Однако практика правоприменения этих документов именно в сфере пассажирской авиации пока достаточно слаба. Достаточно вспомнить прецедент Сергея Кабалова, саратовского бизнесмена, устроившего настоящий дебош во время полета в Египет. Избив бортпроводника, Кабалов угрожал расправой другим пассажирам и собирался вскрыть кабину пилотов, чтобы посадить лайнер на воду. За все эти действия суд назначил ему весьма мягкое наказание в виде 3,5 лет лишения свободы с ограничением свободы на один год. Затем Верховный суд сократил срок наказания до одного года и восьми месяцев колонии. Таким образом, все желающие покуражиться в пьяном виде под облаками могут, очевидно, рассчитывать на довольно гуманное отношение со стороны российских судей.
Так что вполне логично, что, например, тот же "Аэрофлот" считает совершенно необходимым усиление мер ответственности для пассажиров, допускающих правонарушения на борту воздушного судна, вплоть до уголовного наказания. Другие варианты, которые предлагают эксперты по авиационной безопасности – это массовое внедрение "черных списков пассажиров" и организация службы воздушных маршалов. Но пока необходимые для этого законы не приняты, перевозчикам остается лишь набирать на работу стюардами крепких молодых людей, способных остановить дебоширов.
Кстати, и юристы, и авиаторы сходятся во мнении, что специальный закон для борьбы с авиационным хулиганством жизненно необходим. Его содержание обсуждается уже более семи лет, а первые попытки разработки соответствующих предложений предпринимались еще в начале 2000-х. "Аэрофлот" ранее также выступал с инициативой ужесточить правила авиаперевозок, которые помогли бы избежать большинства подобных инцидентов, причем первое заседание рабочей группы по обсуждению соответствующего законопроекта прошло в 2014 году.
К сожалению, российские законодатели не спешат на помощь экипажам воздушных судов и пассажирам, невольно становящимся заложниками буйных "отдыхающих". Это по меньшей мере странно – ведь и сами депутаты немало летают по стране и за рубеж, и случаев оперативного принятия важных и полезных законов история российского парламента знает немало. Складывается впечатление, что народные избранники просто ждут случая, который сделает принятие соответствующих изменений в законодательство неизбежным.
Возможно также, что законодатели просто до сих пор не сталкивались с авиахулиганами лично. Но дело в том, что эта проблема уже давно назрела и игнорировать ее далее безрассудно и безответственно. Поэтому и пассажиры, и пилоты с нетерпением ждут от Госдумы принятия такого нужного и важного документа, как поправки в Воздушный кодекс, усиливающие ответственность за правонарушения в полете.