Институт общественных советов существует в нашей стране довольно давно, однако далеко не всегда выполняет свою главную функцию – контроля общества над властью. Устранить этот пробел и призвана реформа, которую представили 7 апреля в пресс-центре МИА "Россия сегодня" глава Общественной палаты Александр Бречалов и министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.
"Формирование и деятельность общественных советов являются неотъемлемой и важной функцией общественного контроля", – напомнил Бречалов. Однако на сегодняшний день подобные площадки существуют далеко не при всех министерствах и ведомствах. Это значит, что никто не контролирует госзакупки, не возражает против откровенно неудачных инициатив, не может оценить эффективность деятельности.
Неудивительно, что многие органы власти не желают даже заниматься формированием таких советов и делают это совершенно безнаказанно: формально законодательство не обязывает их прислушиваться к общественности.
Именно эту "необязательность" намерены в первую очередь исправить авторы реформы. "Это крайне важная норма – я бы даже сказал, она ключевая во всей нашей работе", – подчеркнул Бречалов, презентуя механизм "перезагрузки".
Другая проблема заключается в том, что общественные советы (призванные быть контролерами и даже критиками власти) формируются во многом самими министерствами со всеми вытекающими отсюда последствиями. После реформы эта практика уйдет в прошлое: 75% кандидатов в совет будет предлагать Общественная палата, а еще 25% – экспертный совет при правительстве.
Впрочем, это не значит, что министерствам будут навязывать состав общественного совета: к мнению ведомств общественники тоже намерены прислушиваться. "Конечно же, это будет такая компромиссная, конструктивная работа с тем или иным органом исполнительной власти", – пояснил глава Общественной палаты.
В настоящее время в России существует 52 министерства и ведомства, нуждающихся либо в создании общественных советов с нуля, либо в "перезагрузке" уже существующих экспертных площадок. "Нам предстоит огромная, очень серьезная работа", – заметил Бречалов, добавив, что немалая часть успеха будет зависеть и от встречного движения со стороны министерств.
В качестве примера глава ОП привел Федеральное агентство по управлению госимуществом, где до сих пор не удалось сформировать общественный совет. "Между тем деятельность Росимущества меня (как руководителя проекта "Честные закупки" Общероссийского народного фронта) не может не беспокоить. У нас масса материалов была по деятельности этого органа", – заметил Бречалов.
В свою очередь министр по делам открытого правительства сообщил, что после реформы члены общественного совета будут обязаны докладывать о конфликтах интересов в случае их наличия. "Мы сталкиваемся со случаями, когда номинированные кандидаты в общественные советы имеют конфликт интересов", – сообщил Абызов. По его словам, это неизбежно и ничего страшного в этом нет – важно лишь заявлять о своей заинтересованности, чтобы другие члены совета могли учитывать и этот момент.
Другое ограничение – запрет на членство сразу в нескольких общественных советах. "К сожалению, у нас есть уважаемые нами эксперты и общественные деятели, которые входят в целый ряд таких советов", – посетовал он, отметив, что такая практика негативно сказывается на эффективности их работы.
Абызов также напомнил, что общественный совет – это не только орган общественного контроля, но еще и формат, в рамках которого министерства и ведомства разъясняют свои решения (в том числе и непопулярные) и доводят их необходимость до общества.
"Мы в рамках общественных советов не хотим создавать вторую Счетную палату, которая занималась бы исключительно функциями контроля. Нет – это площадка диалога, где сочетаются и функции общественного контроля, и общественной поддержки там, где эта поддержка необходима руководителям министерств и ведомств", – пояснил он.